Почему мы изучаем историю 1 2. История - что это и зачем? Суть познания прошлого

УНСПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 27»

«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ

НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО.

НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ».

А.С.ПУШКИН.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ?

(сценарий урока).

преподаватель истории.

Томск – 2013

Пояснительная записка.

Данная разработка предназначена для образовательных учреждений системы НПО и СПО при изучении темы «История как наука» в рамках программы по предмету «История» для групп с получением полного (среднего) образования.

Актуальность: необходимость повышения мотивации в изучении предмета у обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.

Этапы урока. Деятельность педагога и обучающихся.

1. История как наука.

Актуальность изучения темы. Выделение проблемы. История как наука. «Отцы истории».

Деятельность педагога : задает вопросы, корректирует ответы обучающихся.

Деятельность обучающихся : слушают педагога, принимают участие в выделении проблем, которые будут решены в ходе урока отвечают на вопросы педагога.

2 Исторические науки.

Знакомство с историческими науками.

Деятельность педагога : объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся : работают с текстом учебника, выбирают исторические науки, оформляют их на листах и представляют результаты своей работы, формируют на классной доске коллаж из исторических наук.

3. «Первый наш историк и последний летописец». Н.М.Карамзин.

Знакомство с личностью и деятельностью Карамзина. Представление его «Истории государства Российского». Работа с отрывком из работы Карамзина. «История государства Российского». Выдержки из Предисловия.

Деятельность педагога : рассказывает, объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся: работают с историческим текстом, выполняют задания по тексту и представляют результаты работы.

4. Зачем мы изучаем историю?

Обобщение и выводы урока. Оценивание работы обучающихся.

Деятельность педагога : задает вопросы и корректирует ответы обучающихся

Деятельность обучающихся : отвечают на вопросы педагога, предлагают свои варианты ответа на вопрос «Зачем мы изучаем историю». Рефлексия.

Главные «киты» данного урока: использование разнообразных исторических источников, наглядность, доступность, мотивация, педагог организатор процесса познания.

Урок способствует: развитию внимательности, памяти, умению работать с историческими источниками, умению сформулировать ответ, умению презентации своей работы, умению быть внимательным слушателем.

Методика урока: использование интерактивных методов обучения: дети активные участники образовательного процесса, педагог – организатор процесса познания.

Что мне нужно:

- условия необходимые в начале

1. наличие учебного кабинета и учебной группы с исходным уровнем знаний

2. наличие методически разработанного урока

3. наличие материально-дидактического оснащения

4. желание ребят работать творчески

- условия необходимые по ходу: повышения уровня обученности, повышения уровня мотивации к обучению, овладение умениями и навыками работы с различными историческими источниками, овладение исторической культуры.

Список использованной литературы.

1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1995г.

2.Л.А.Кацва. А.Л.Юрганов. История России 8-15 вв. Учебное пособие. Москва: «Мирос-Аргус»; 1996г.

3. С.Г.Горяйнов. А.А.Егоров. История России 9-18 вв. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996г.

4. Н.А.ЗАгладин. Н.А.Симония. История. История России и мира. Учебное пособие 10 кл. Москава: «Русское слово»; 2008г.

5. Материалы (Википедия) и иллюстрации сети Интернет.

План урока.

Тема программы: История как наука.

Тема урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока, его воспитательные и обучающие задачи:

1. Концу урока обучающиеся должны знать:

Что изучает наука «история»;

- «отцов» всемирной и отечественной истории;

Исторические науки;

Личность Н.М.Карамзина;

Зачем мы изучаем историю.

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

Уважительного отношения к кабинету истории, исторической литературе;

Уважения к истории своего государства, города, историческим памятникам;

Формирование исторической культуры.

3. В ходе урока способствовать развитию:

Умений и навыков самостоятельной работы с исторической информацией;

Умения грамотно пользоваться историческими терминами;

Умения представить итоги своей работы;

Рефлексии

Материально-дидактическое оснащение урока.

1. Классная доска.

2. Иллюстрации по теме

3. Листы с историческим материалом.

4. Листы формата А-4.

5. Маркеры.

6. Магниты.

Методическая цель: показать возможность проблемного изучения истории с использованием интерактивных методов обучения.

Сценарий урока.

Ведение в тему. Педагог: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Ребята я не случайно начала наш урок словами великого русского поэта, истинного патриота своей Родины А.С.Пушкина, так как эти слова очень точно соответствуют теме нашего урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю? Ребята скажите, а что вы хотите узнать сегодня на уроке. Варианты ответов обучающихся: что такое история, ученых историков, зачем нам история нужна. Давайте посмотрим программу по истории и выясним, что нам нужно узнать. В программе написано тема: История как наука. Знать что изучает история, исторические науки, исторические источники. Давайте вместе выделим проблемы, которые мы должны на уроке решить. Что изучает история. Зачем мы ее изучаем? А поможет нам решить наши проблемы работа по следующим вопросам.

1. История как наука.

2. Исторические науки.

3. Н.М.Карамзин.

4. Зачем мы изучаем историю.

1. История как наука.

Педагог: ребята с историй вы уже знакомы с курса основной школы, скажите что изучает история? Варианты ответов: исторические даты, личности, достижения культуры, все что было в прошлом.

Педагог: история – это наука которая изучает прошлое настоящее человечества.

Педагог: ребята скажите, а на какие части делиться история? Ответ: Всеобщая (Всемирная) и отечественная история.

Педагог: ребята слово история древнегреческое в переводе означает рассказ, повествование. Скажите, а кто считается основателем науки истории? Ответ: древнегреческий историк 6 века до н. э. Геродот.

Педагог: показывает памятники Геродоту и дополняет ответ – Геродот много путешествовал по странам Средиземноморья и потом написал книгу, в которой он описывал страны, события, культуру народов стран по которым он путешествовал и назвал эту книгу «История» - она считается первым историческим трудом, а Геродот отцом науки истории.

Педагог: ребята, а кто знает, кого считают основателем истории России. Ответ: Нестор. А автором какого исторического труда он был? Ответ: он написал летопись «Повесть Временных лет». А что такое летопись? Ответ: записи исторических событий по годам.

Педагог: показывает изображения Нестора и дополняет. Монах Киево-Печерского монастыря в 12 веке создал «Повесть Временных лет», это произведение считается первым историческим трудом по истории Отечества, в котором описаны события о восточных славянах: их происхождении и быте, образовании государственности, религии, русских князьях.

2. Исторические науки.

Педагог: демонстрирует обучающимся учебники по истории. Ребята вы видите разные учебники – они результат работы многих наук, которые считаются историческими. И наша задача с ними познакомиться. У вас на партах листы формата А4. У кого то на листах название науки, у кого то определение науки. Листы у всех разные. Ваша задача просмотреть предложенный исторический текст и выполнить задание: либо по названию науки – определить, что она изучает, либо по определению науки определить ее название. Дооформить с помощью маркера листы и представить результаты работы.

Обучающиеся: работают с текстом, оформляют листы, затем выстраиваются у классной доски, представляют свои науки и формируют на доске коллаж из исторических наук.

Исторический текст.

Об истории, предшествующей созданию государства у восточных славян, мы судим на основании различных источников – сочинений древних авторов, данные этнографии – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира; лингвистики – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ. Широко используется наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия и т.д. Их изучением занимается археология.

Очень интересны лингвистические источники. Например имена собственные изучает ономастика. Один из ее разделов топонимика – наука о географических названиях.

Большую помощь оказывают историку геральдика (наука о гербах), сфрагистика (наука о печатях) метрология (наука о мерах веса, длины, объема и площади), хронология (наука о системах счисления времени), генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Археология – наука, изучающая вещественные памятники: орудия труда, остатки жилища, ремесленные изделия, украшения, предметы быта.

Этнография – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира.

Лингвистика – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ.

Метрология – наука о мерах веса, длины, объема и площади.

Ономастика – изучает имена собственные.

Топонимика – изучает географические названия.

Геральдика – наука о гербах.

Сфрагистика – наука о печатях.

Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Хронология- наука о системах счисления времени.

3. Н.М.Карамзин.

Педагог: ребята скажите, а без кого не было бы ни науки истории, ни исторических произведений, ни учебников? Ответ: без ученых историков. В истории нашего славного государства много известных имен ученых историков. Но я хотела бы вас сегодня познакомить с личностью известного писателя, историка Николая Михайловича Карамзина. А.С.Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец». Почему именно о Карамзине? (иллюстрация портрета Карамзина и обложки его «Истории Государства Российского» 19 века). Его главный исторический труд «История государства Российского» - стал первым историческим трудом, который вызвал интерес простых граждан России. Первые восемь томов его истории вышли в свет в 1818 году и пользовались огромным спросом. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» (А.С.Пушкин). Род Карамзиных происходит от татарского князька Кара-Мурзы, который крестился и перешел на службу великим московским князьям. Отец писателя, Михаил Егорович Карамзин, вышел в отставку капитаном и получил поместье в Симбирской губернии. Здесь 1 декабря 1766 года в деревне Карамзинка (Знаменское) родился будущий писатель и историк, здесь же прошло его детство. О юных годах Карамзина почти ничего неизвестно. Архив писателя погиб, сохранившиеся сведения отрывочны и неопределенны. Безусловно он получил хорошее образование. Известно, сто к 14 годам он владел французским, немецким, церковнослявянским языками, много читал, обсуждал с друзьями прочитанное. Образование продолжил в Москве, в пансионе Шадена, слушал лекции в университете. Изучил еще пять языков: латынь, греческий, английский, итальянский и польский, Служил в Преображенском полку и в 1782 году получил чин капитана. Но военная служба его не интересовала. К тому же он не смог получить перевод в действующую армию т.к. не дал взятку полковому секретарю. Карамзин был натурой впечатлительной, в вечном поиске ответов на вопросы о смысле цели жизни, будущего России и всего человечества. Ответы он искал и в масонстве, и за границей где он пробыл один год с1789по1790гг, Возвращается в Россию сначала в Петербург, затем в Москву, где и начинается его литературная деятельность, издатель «Московского журнала» где и были напечатаны его первое литературное произведение «Письма русского путешественника». Уже после тридцати лет серьезно увлекается историей. Сначала пишет исторические очерки: «Марфа-посадница», «Наталья-боярская дочь», очерки о российских древностях. В 37 лет Карамзин обратился с письмом к товарищу народного просвещения М.Н. Муравьеву с просьбой поручить ему подготовку «Истории государства Российского». 31 октября 1803 года последовал высочайший указ Александра Первого о назначении Карамзина историографом с жалованием две тысячи рублей ассигнациями в год. При создании своего труда Карамзин изучил и переработал огромный объем исторического материала: Лаврентьевский, Ипатьевский, Троицкий, Хлебниковский летописные списки, Синодальная рукопись кормчей книги 1282 года, древнейшим списком «Русской Правды», княжеские грамоты, сказания иностранцев о России. Всего для написания своего труда Карамзин использует около 40 летописей, упоминает более 350 авторов и названий книг. В 1818 году вышли в свет и поступили в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского» от древнейших времен до 1560 года, небывалым для того времени тиражом в 3000 экз, который был раскуплен в течении месяца. Вся Россия читала «Историю» Карамзина. Всего Карамзин создал полных 11 томов. 12 –ый том завершить неуспел. Смерть Александра Первого, восстание декабристов надломили Карамзина. Он умер 22 мая 1862 года сидя в кресле «всеми уважаемый, но до конца не понятый». А.С.Пушкин заметил «Карамзин есть новый наш историк и последний летописец», а его «Историю государства Российского» назвал «подвигом честного человека». И по моему мнению заслуга Карамзина состоит в том, что он открыл для граждан страны историю страны, и считал, что все граждане страны должны читать ее историю. А вот почему так считал Карамзин, вы сейчас найдете ответ сами.

Педагог: сейчас вы будете самостоятельно работать с историческим текстом. Перед вами карта-задание «История государства Российского». (Выдержки из предисловия). Необходимо ознакомиться с данным отрывком и ответить на вопросы после текста. Правильные ответы отмечаются в тексте. Каждый обучающийся подписывает на своей карте фамилию и по просьбе педагога сдает на проверку для выставления оценки. После работы, ребята по своему желанию представляют свои ответы на учебную группу, после этого все карты сдаются педагогу.

Карта-задание.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

«История государства Российского»

(выдержки из предисловия)

Мы любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

Задание 1. Какое определение дал Карамзин истории?

Задание 2. Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

Задание 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

Задание 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

Задание 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Ответы на карту-задание.

Задание1. «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Задание 2. «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает его в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственные чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие».

Задание 3. Нестор, инок Киевопечерского монастыря

Задание 4. «изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные».

Задание 5. Благоденствия, славы, мудрой власти, святой веры, процветания.

4. Зачем мы изучаем историю?

Педагог: дорогие ребята, мы подошли с вами к заключительному этапу урока: мы познакомились с вами, что изучает наука история, узнали исторические науки, познакомились с Н.М.Карамзиным, работали с историческими текстами и сейчас пришло время ответить на вопрос: зачем мы изучаем историю. Пожалуйста, ваши версии.

Версии, представленные обучающимися: чтобы знать прошлое, чтобы не допускать ошибок в будущем, быть достойными гражданами своей страны.

Педагог подводит итоги и открывает на классной доске свои варианты ответа:

Знания

Уважения к прошлому

Воспитание потомков

Учиться на уроках истории

Быть достойными гражданами своей страны

Получить документ об образовании

Педагог: ребята а закончить наш урок я хотела бы посланием ребят выпускников прошлого года. Стилистика и орфография сохранены.

Нашему педагогу Елене Николаевне. «Зачем нужна история. История нужна для того, чтобы знать прошлое, узнавать какая была Россия, кто и когда ей правил, как она развивалась. Зачем мы изучаем историю? История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. А в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами стран Европы и Азии. Знакомясь с историей вообще и с историей Отечества, в частности, мы очень быстро обнаруживаем, что много из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня уже было и не раз в нашей прошлой жизни. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, свои приобретения, но и свои промахи, просчеты т горести. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история это учитель жизни».

С уважением ваши ученики.

В заключении ребята оценивают свою работу на уроке, выбирают самых активных участников и вместе с педагогом выставляют оценки за работу на уроке. Выставляются оценки за работу с картой-заданием.

Критерии оценивания устных ответов на уроке:

Правильность ответа

Полнота ответа

Самостоятельные суждения, выводы

Приложение.

1. иллюстрации к уроку

2. карта-задание

3. исторические науки

4. варианты ответов на вопрос: зачем мы изучаем историю.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826)

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

(ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ)

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.

Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.

Мы одного любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

ЗАДАНИЕ 1. Какое определение дал Карамзин истории?

ЗАДАНИЕ 2.Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

ЗАДАНИЕ 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

ЗАДАНИЕ 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

ЗАДАНИЕ 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Большинство из нас относятся к истории достаточно прохладно, подразумевая под этим предметом только скучные переплетения дат. Множество школьников, страдающих над учебниками, хотели бы узнать, почему мы изучаем историю и бывает ли на свете что-то еще более нудное и неинтересное.

Поскольку исключение истории из школьной программы вряд ли планируется, давайте попробуем разобраться, реально ли изменить свое отношение к рассказам о прошлом и может ли история стать захватывающей, интригующей и яркой?

История в переводе с языка древних греков значит «рассказ о прошлом». Так вот, рассказывая о прошлом, мы невольно проводим параллели и взаимосвязи с будущим. Одна из главных причин, побуждающих включать уроки истории в расписание занятий любого учебного заведения, – необходимость учиться пользоваться опытом предшествующих поколений. Вторая причина связана с формированием логического мышления подрастающего поколения. Ведь при прочтении литературы на историческую тематику человек не просто знакомится с какими-то конкретными фактами – он выстраивает логическую цепочку, учится устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Уже давно на основе анализа большого количества материала было доказано, что история циклична. Если к власти приходит тиран – через какое-то время его свергнет волна народного возмущения, после чего наступит хаос и безвластие, а затем все это сменится упорядочиванием и централизацией с новым укреплением верховной власти. В качестве наглядного примера можно привести Смутное время в Российском государстве. Вспомните, все так и было. Иван Грозный, который довел страну до того, что страх царил повсюду; недолгое правление Бориса Годунова, затем сменяющие друг друга Лжедмитрии, а после – постепенная централизация и укрепление власти.

Террор сменяется оттепелью, посреди полной демократии «вызревает» новый самодержец, который сожмет страну в кулак. Многие историки согласны с тем, что все события истории повторяются с небольшими изменениями, прокручивается бесконечная волнообразная спираль. Зная то, что было в прошлом, мы с уверенностью можем представить разные варианты развития событий будущего. Но не только ради таких глобальных целей мы открываем учебник истории. Человек на примерах великих предков может лучше постичь собственную сущность, собственные возможности и понять, что он способен на большее, чем ему казалось.

Изучение истории своего государства способствует формированию гордости за своих предков, а, значит, появлению единого «духа» нации, позволяющего ей выжить в любых условиях. Много еще можно говорить о смысле изучения истории. Но ясно одно – без знаний о людях и событиях прошлого человек не будет развиваться. Не будет той «ниточки», которая, скрепляя поколения, связывая воедино опыт прошлого и достижения настоящего, «вьется» дальше, заставляет человека двигаться вперед. Это можно отнести как к отдельной личности, так и к целому народу.

История вашей семьи: наше прошлое и будущее

Подумав о целой стране, давайте поразмышляем об одной семье – ваших родных, любимых и близких людях. Вы наверняка замечали, с каким уважением и интересом ваши родители, бабушки и дедушки рассказывают о своих предках. Возможно, вам не совсем хочется слушать эти истории, но задумайтесь: когда-то кто-то будет так же

рассказывать и о вас. Ваши родные, составляющие семью, большую или маленькую, – части семейной истории, складывающейся, как пазл, в одну большую картину. И именно от вас зависит, будет ли сохранена летопись рода, будут ли храниться сведения о его представителях, будет ли передаваться эта информация дальше и дальше. Возможно, все же стоит послушать и запомнить бабушкины рассказы – много лет спустя вы станете вспоминать их с особым теплом.

Чтобы полюбить историю и заинтересоваться ей, вы можете попробовать расспросить близких, что происходило в вашей семье во время значительных исторических событий: воевали ли ваши предки, как жили после войны, о чем мечтали, к чему стремились, чего опасались. Таким образом, обезличенные исторические даты оживут и станут реально интересными: достаточно только представить, что чувствовала ваша прабабушка, провожая сына или дочь на фронт Великой Отечественной войны.

Итак, почему мы изучаем историю? Потому что это человеческая память, ставшая фундаментом нашего опыта, и память страны, являющаяся основой ее исторического пути, базой для настоящего и будущего. Те, кто сможет задуматься об этом, совершенно по-другому будут смотреть на перечни дат и событий, видя за фактами и цифрами живое прошлое.

Цель изучения истории сегодня

Создавать историю сложно – ибо она вся о точных фактах и осторожных тонких рассуждениях, а не о всеобъясняющих концепциях. Еще сложнее историю преподавать – ведь она перестает быть набором простых лозунгов, пестрой россыпью гремящих фактов, значительная часть из которых не выдерживает даже самой поверхностной критики. Такую историю не понимает, даже ненавидит и нынешний режим, и большинство тех, кто режиму по тем или иным причинам противостоит. Именно за такую историю и сражаются – в тишине и почти неизвестности – историки, для которых обязательства перед собственной профессией сильнее любых приятностей жизни при бесконечно врущей власти – врущей не только о том, что сегодня, но и о том, что было вчера и позавчера. Для этой власти, как проницательно заметила одна из нынешних учителей, важно совсем другое. «Меня поразила цель среднего образования, озвученная на всероссийском съезде учителей-историков. Если цель среднего образования XX века была “познакомить школьника с научной картиной мира в том виде, в котором она существует на сегодняшний день”, то целью образования XXI века стало “воспитание лояльного, законопослушного члена общества”».

И последнее. Возвращая людям прошлого их собственную, особую жизнь, мысли, мотивации поступков и прочее, мы тем самым рисуем контуры самих себя. То есть, понимая, что вот это и вот это – не «мы», а «другие», мы начинаем догадываться о том, кем мы на самом деле являемся. В общем-то ради одного этого стоит учить историю.

Как изучают историю в разных странах мира

Испания

История, которую изучают испанские дети, – не плод научной разработки. История здесь – это народная память, и она спонтанна, в отличие от школьных учебников. В стране отмечают примерно три тысячи праздников, большинство из которых религиозные, а оставшиеся – народные. Все они связаны с историческими событиями: Moros у Christianos, праздник кельтиберов в Сан-Педро, повторение церемонии, которая в 1852 году положила конец выплате Галисией дани Кастилии, праздник в честь коронации католических королей, открытия Америки, победы при Лепанто, борьбы за независимость против Наполеона и так далее.

В книге «Энциклопедия, первая ступень» Антонио Альвареса Переса, выпущенной в 1965 году, 44 страницы текста уделено религии и лишь 37 страниц – истории страны. Причём история Испании представлена как длительное сражение за свободу. В то же время в Испании есть табу на рассказы о завоевании Мексики и Перу. Умалчивается история испанской империи с землями от Кубы до Манилы и Гвинеи. Проигнорированы также уничтожение индейцев и работорговля.

Германия времён нацизма

В Германии большая роль в изучении истории отводится кино и опере. Именно эти виды искусства помогают формировать мировоззрение детей. При гитлеровском режиме в 1936 году около 70 000 школ имели 16-миллиметровые кинопроекторы, в производство было запущено более 500 фильмов. Из них 227 – для начальной и средней школы и 330 – для университета. Тогда как первый учебник нацистского толка был выпущен в 1937 году. История в немецкой школе преподавалась в обратном порядке. От новейшей к древней, где Гитлер выступал первым из великих героев и как бы венчал собой всю историю. Когда фашизм был побеждён, история XX века была просто исключена из преподавания, запрет касался даже причин Первой мировой войны, и младшие поколения немцев не могли ответить, кто такой Гитлер. В 60-е годы отказ от траура по нацизму стал одним из катализаторов бунта молодёжи. Выросшие дети осуждали поведение родителей во время войны и то, что не взяли ответственность за истребление евреев.

Франция

Во Франции, как и в Англии с Германией, есть свои писатели, помогающие формировать представление французов о своей стране в мировой истории, – это Дюма, Гюго, Жюль Верн, Поль дʼИвуа. Помимо романов во Франции очень распространены комиксы: в них история используется как фон или арена действий. Комикс про Астерикса был продан рекордным тиражом, превышающим 30 миллионов экземпляров. Причём любовь к развлекательному жанру, где история если и показана, то безопасно, выдаёт страх французов перед осознанием некоторых непростых периодов страны. Это подтверждается огромным распространением развлекательных журналов и комиксов и малым – аналитической и критической историй.

Американский историк Джорж Хапперт говорит, что французские авторы XV–XVI веков не использовали подлинные документы процесса над Жанной дʼАрк

В анналах средневекового летописца Жиля Жанне дʼАрк почти не уделено внимание. Главным героем тех событий выступает король, а о ереси, ведовстве и влиянии церкви нет ни слова. Позже в анналах Бельфоре появляется религиозная история Жанны дʼАрк, где она выступает исполнительницей воли Бога. Когда монархический строй сменился республиканским, официальная версия истории

Жанны дʼАрк перестала быть проблемой для правительства. Поэтому во Франции существуют две признанные версии событий – религиозная и светская.

Кроме того, в XX веке стали замалчивать и пропускать некоторые исторические факты: «брачный союз» с Бретанью оказался насильственным, Корсику пришлось усмирять после того, как она была «куплена». Вместо изучения исторических периодов в школах стали изучать отдельные темы. По официальной версии это делалось для того, чтобы избавить школьников от изучения огромного количества дат и ненужных фактов. В начальной школе урок истории был вовсе отменён, зато телевидение показывало так называемую «стерилизованную» историю, угодную французскому правительству. В 1968 году издательства приступили к выпуску книг, сопровождавшихся огромным количеством иллюстраций. Причём книжный макет ставился во главу угла, история же выдавалась школьникам мизерными дозами.

Кроме отдельных стран Европы, Ферро подробно рассказывает об особенностях расовой истории.

История «белых»

До 80-х годов прошлого столетия история преподавалась исключительно с позиции «белых». В 80-х годах прошлого века «белая» история постепенно уходит из учебников, но все ещё живёт в коллективном сознании. В её основе лежит Откровение, исполнение воли Божьей, Грехопадение и Воскресение Иисуса Христа как великий поворот в мировой истории. Важные для европейцев понятия, такие как уважение к порядку и закону, национальное единство, монотеизм, демократия, оседлый образ жизни, индустриальность, вера в прогресс, – влияют на исторические факты, которые будут рассказаны детям на уроках.

Ислам

О проблемах «исламизации» принято говорить сдержанно. В учебнике для четвёртого класса рассказывается о торговле неграми, которая практиковалась европейскими нациями, американцами и арабами при поддержке африканских правителей. Но исторические периоды указаны неверно: историки забыли о ещё семи веках торговли чёрными рабами в страны ислама. В учебнике вовсе не упоминаются негры-рабы этих стран. «Опять дрогнула рука, когда речь зашла об арабах, о совершённых ими преступлениях. О том, как они превращали в евнухов и лишали возможности иметь наследников тысячи пленников… Тогда как перечень преступлений европейцев – и с полным основанием – занимает целые страницы», – пишет Ферро.

Начальное образование в исламских странах носит религиозный характер. В основе лежит изучение Корана

История изучается с деяний Пророка, начавшихся во времена сотворения мира. И уже с самого раннего возраста дети знают о браке, разводе и наследовании.

Как устроен курс по основам ислама в московской школе?

По мнению мусульман, христиане не использовали единственную данную им возможность спастись. Иудеи будут страдать непрерывно, дожидаясь пришествия Мессии. И только мусульмане могут с оптимизмом смотреть на своё существование, и это – благодаря деяниям пророка Мухаммеда и другим победам ислама. История не рассматривается как события и факты в хронологической последовательности. Уделяется внимание только пророкам, которые были до Мухаммеда и не смогли победить и деяниям самого Пророка. И после его жизни исторические события

представлены как борьба за освобождение. Особенно это заметно по тем разделам истории, которые не касаются специфических мусульманских проблем. Средние века сравниваются с историей Востока, где Запад выглядит царством мракобесия, тогда как исламские страны переживают расцвет. В Европе история открытий начинается с Колумба и Магеллана, а в арабо-исламской истории – с исследований финикийцев и путешествия арабов в Индийский океан.

Изучаем историю по фильмам?

В наши дни, чтобы выучить историю, необязательно корпеть над учебниками, зарываться в энциклопедии или гуглить «кто такой» и «когда это было» – достаточно посмотреть исторический фильм. Благо практически по всем ключевым событиям в мировой истории Голливуд уже снял блокбастер. Вот только многие режиссеры в угоду художественного вымысла порой слишком приукрашивают события.

XII век«Царство небесное»

Добротный фильм руки Ридли Скотта: великолепные масштабные съемки, впечатляющий актерский состав и максимально реальные костюмы. Можно придраться, конечно же, что у кого-то доспех не из той эпохи, но это терпимый недостаток.

В основе сценария фильма лежат вольно изложенные события, предшествовавшие Третьему крестовому походу 1189–1192 годов: война между Иерусалимским королевством и Айюбидами и осада Иерусалима Саладином.

XIV век«День расплаты»

Англия, 1380 год. Ричард II только взошел на престол, Столетняя война в разгаре, как, впрочем, и чума. Группа бродячих актёров прибывает в город, в котором произошло чудовищное убийство маленького мальчика. Вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актёры дают спектакль, в котором раскрывают личность убийцы.

Мрачная и завораживающая Англия, идеально переданный дух Средневековья, как всегда убедительный Уиллем Дефо и молоденький Том Харди.

XV век«Жанна Д’Арк»

XV век, Франция, Столетняя война. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов, бесконечно повторяемые молитвы, звон мечей, море крови и хрупкая и упрямая Орлеанская дева в исполнении Миллы Йовович.

Франция переживает сложный период, она угнетена и оставлена без властителя. В это темное время на пороге дофина Карла появляется юная набожная крестьянка, которая намерена сломить англичан и изменить к лучшему жизнь в своей стране.

«Час свиньи»

Согласно средневековым представлениям, животные могли нести ответственность за свои поступки, с XIII века – даже юридическую. Сюжет основан на реальных событиях, связанных с жизнью и деятельностью Бартоломью Чассени, юриста, в своё время служившего адвокатом животных, обвиняемых в преступлениях.

Главный герой, молодой юрист Ришар Куртуа, уезжает из Парижа в провинциальный Абервилль в поисках «простых сельских наслаждений»,

но сталкивается с невежеством, предрассудками и суевериями. В считанные дни он оказывается вовлеченным в криминальную драму с убийствами.

XVI век«Генрих VIII»

Фильм для всех тех, кто хочет разобраться, что происходило с Англией в первую половину XVI века. Отличные визуальные эффекты, достоверный сюжет, суровый Рэй Уинстон и очаровательная Хелена Бонем Картер.

Биографическая драма о жизненном пути, взглядах, надеждах и мечтах Генриха VIII, правителя, навсегда изменившего облик Англии.

«Еще одна из рода Болейн»

Драма режиссера-дебютанта Джастина Чадвика о соперничестве сестёр Анны (Натали Портман) и Марии Болейн (Скарлетт Йоханссон) за сердце короля Генриха VIII.

Этот фильм определенно понравится любителям романтических историй и красивых актрис. Удивительно, но несмотря на драматичный сюжет и звездный состав, фильм не слишком погрешил против истории.

XVIII век«Барри Линдон»

Оскароносный фильм Стэнли Кубрика, который снят с использованием подлинных декораций, костюмов и только с естественным дневным светом. Потрясающее превращение занудного викторианского романа в захватывающий фильм-притчу на тему «жизнь как дуэль».

Молодой ирландец, лелеющий в душе честолюбивые планы, готов на многое, лишь бы выбиться в люди. Во что бы то ни стало он стремится стать дворянином, а крепкая ирландская хватка и природная хитрость помогают ему покинуть ряды середнячков.

«Мария-Антуанетта»

Сладкая пастельная драма о быте и нравах королевского двора. Самый яркий, эпатажный и в то же время достаточно достоверный фильм о Марии-Антуанетте. А Кирстен Данст чудо как хороша в рюшах и полуметровых цветных париках.

14-летняя Мария – самая младшая дочь императрицы Австрии Марии Терезии выходит замуж за дофина Франции, Людовика XVI. На границе Франции и Австрии происходит символическая церемония. По традиции невеста оставляет всё, что напоминало бы ей об иностранном дворе. Выходя из палатки на французскую сторону, Мария-Антония становится дофиной Марией-Антуанеттой…

XIX век«Доблесть»

Необычный взгляд на Гражданскую войну в США: фильм посвящен 54-му Массачусетскому добровольческому полку, целиком состоявшему из афроамериканцев, сражавшихся на стороне Севера.

Фильм основан на письмах полковника Роберта Гулда Шоу, а многие историки подчеркивают, что битвы были экранизированы вполне аутентично.

Ответы пользователей сети «Почему мы изучаем историю»

Сельдерея Сельдеревна

Для того, чтобы не повторять тех ошибок, которые были раньше. Да и человек, не знающий истории своей страны, – человек без рода.

Алиса Ивановна

Мы должны изучать историю, дабы не повторять ошибок и вместе с тем накапливать положительный опыт и применять его строя наше настоящее

Лютый

Мы изучаем историю, чтобы знать, что было в прошлом. Если мы не будем изучать то мало чего будем знать. Сколько постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой Ведь каждый человек несет в себе черты национального характера, национального сознания и, познавая свой народ, он тем самым познает самого себя.

Liudmila Sharukhia

Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства — так возникает национальное искусство, через разум — так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю — так возникает национальная история. И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания.

Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

1. Знать прошлое.

Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.

2. Признать ошибки.

Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои , мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.

3. Понять прошлые поколения.

Моя однажды сказала: “ Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни.” Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.

4. Понять современное общество.

Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.

5. Это невероятно интересно.

Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтриговывает вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История — это не скучно, когда вы любите то, что читаете.

6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы.

Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории — это простой способ быть в гармонии с настоящим.

7. Знать наиболее выдающихся людей.

Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

8. Найти вдохновение.

Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

История - одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).

Зачем изучать историю?

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный - изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое. Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история - это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества - священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

как написать 1-2 предложения почему мы изучаем историю??? и получил лучший ответ

Ответ от Naumenko[гуру]
Цицерон
Лучшее, что нам дает история, - это возбуждаемый ею энтузиазм.
Гете И.
Превосходные умы суть истинные герои истории.
Карамзин Н. М.
Кто знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?
Цицерон
На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей» , одна волна, даже большая, особого значения не имеет.
Арнолд М.
Трудным представляется писать историю.
Саллюстий
Вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования.
Чаадаев П. Я.
Не знать истории - значит всегда быть ребенком.

Ответ от Ёельдерея Сельдеревна)) [гуру]
Для того, чтобы не повторять тех ошибок, которые были раньше. Да и человек, не знающий истории своей страны, - человек без рода.


Ответ от Алиса Ивановна [новичек]
мы должны изучать историю дабы не повторять ошибок и вместе с тем накапливать положительный опыт и применять его строя наше настоящее


Ответ от Лютый [гуру]


Ответ от Vympel [гуру]
История (др. -греч. - расспрашивание, исследование) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий


Ответ от Ѐ О Н Я...)) [гуру]
человек, не знающий историю - это человек без прошлого и будущего!


Ответ от Liudmila Sharukhia [гуру]
Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства - так возникает национальное искусство, через разум - так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю - так возникает национальная история. И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания.


Ответ от Александр Фарапонов [эксперт]
История – наука, изучающая прошлое человечества. И поэтому, изучая историю своей страны, мы изучаем и самих себя.


Ответ от Ваня тетерин [новичек]
потому-что учителя нечего делать


Ответ от АнНуШкА [новичек]
история наука изучающая прошлое человеества


Ответ от ЁЕРГЕЙ РАЗДРЯНИН [новичек]
мы изучаем историю чтобы узнать что было давны давно


Ответ от сергей рязанов [новичек]
J


Ответ от Анти НАгибаТор - Вормикс Вормиксов [активный]
МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ ЧТОБЫ ЗНАТЬ ЧТО БЫЛО В ПРОШЛОМ. ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ТО МАЛО ЧЕГО БУДЕМ ЗНАТЬ. сколько постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой Ведь каждый человек несет в себе черты национального характера, национального сознания и, познавая свой народ, он тем самым познает самого себя.