«сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями, как фактор обогащения образовательного процесса в доу. Организация сетевого взаимодействия дошкольных организаций Вопросы организации сетевого взаимодействия в доу

Взаимодействие между детским садом и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, а также шефскими организациями существовало давно.
В настоящее время такое взаимодействие называется сетевым и имеет правовую основу, которой раньше не было.
Нормативно-правовой основой для сетевого взаимодействия стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
Статья 15 Закона раскрывает понятие «Сетевые формы реализации образовательных программ»:

«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Сетевое взаимодействие на сегодняшний день становится уже современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет динамично развиваться всем участникам этого процесса, а именно:
— использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника;
— выстраивать многообразные возможные пути решения конкретной задачи при общности внешней цели;
— получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство должно строиться на основе следующих принципов :
1. Принцип результативности — ориентация деятельности сети в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества и социальной эффективности дошкольного образования.
2. Принцип целостности — единство и непротиворечивость нормативно-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций — участников сетевого взаимодействия.
3. Принцип добровольности и открытости – осуществляется возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности.

Цель деятельности – создание системы управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия, которая соответствует современным и перспективным тенденциям развития дошкольного образования.
Задачи:
— повышение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
— реализация дополнительных образовательных услуг;
— реализация адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— расширение спектра реализуемых образовательных услуг и более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Что необходимо сделать руководству ДОУ , чтобы привести управленческую деятельность в соответствие с новыми требованиями:
1. Провести критический системный анализ опыта образовательной организации по данному направлению.
2. Обобщить теорию и практику управления сетевым взаимодействием с целью использования и адаптации передового опыта.
3. Внедрить наиболее эффективные методы и технологии управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия.
4. Разработать организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
5. Объединить и оптимально распределить материальные и кадровые ресурсы ДОУ для эффективной реализации основной образовательной программы в режиме сетевого взаимодействия.

Важно отметить, что деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.

В результате должна быть создана разветвлённая структура многоуровневых социальных связей ДОУ, которая позволит повысить качество дошкольного образования и уровень доступности образовательных услуг.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Полный текст

Идея сетевого взаимодействия не нова. В последние годы это словосочетание стало таким же модным, как «инновация» или «нанотехнологии». Однако реальных прецедентов организации действующей модели сетевого взаимодействия, особенно в сфере образования, пока не существует. Сразу оговорюсь, что сетевое взаимодействие ДОУ – это не взаимодействие в сети Интернет (хотя оно может быть частью общего процесса). Речь идет об особом типе взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, который позволяет каждому участнику сети получить доступ к возможностям развития, недоступным вне сети. Итак, что же такое сетевое взаимодействие, зачем оно нужно и чем оно отличается от других видов взаимодействия?

Детский сад: организация или учреждение?

Идея сетевого взаимодействия тесно связана с развитием управленческих подходов, в том числе в сфере образования. Детские сады являются «учреждениями дошкольного образования». Это означает несколько важных моментов: учреждение находится на попечении государства и относится к дотационной, социальной сфере, оно реализует государственный заказ и финансируется в том объеме и на те цели, которые обеспечивают реализацию государственного заказа. Большинство учреждений дошкольного образования обслуживаются централизованной бухгалтерией, помещения детского сада не являются его собственностью и т.п. Все это отличает детский сад как учреждение от организации, которая должна выживать в условиях рынка, анализировать конкурентную среду, проектировать свое развитие, оперативно реагировать на изменения и быть максимально открытой.

Но в настоящее время наблюдается любопытная картина: фактически оставаясь учреждением, детский сад вынужден действовать как организация. К нему предъявляют все большие требования (как государство, так и непосредственные потребители услуг – родители), призывают к переходу на открытые способы взаимодействия, ожидают существенного расширения сферы услуг и качества образования, хотя в общем и целом стиль взаимодействия с учредителем и источниками финансирования остается прежним.

Большинство предъявляемых требований не вписываются в привычное устройст во ДОУ, не востребованы им. Например, призыв к открытым формам взаимодействия по большей части так и остается призывом, потому что взаимодействие с коллегами из других ДОУ предполагает дополнительную нагрузку, но не несет в себе очевидных выгод. Возможности ДОУ в расширении спектра и качества предоставляемых услуг также ограничены доступным ему финансированием. Кадровый состав большинства дошкольных образовательных учреждений, малое количество сотрудников, имеющих высшее образование соответствующей направленности, зачастую приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными, так как для этого требуется интеллектуальный и ресурсный потенциал совершенно иного порядка. Получается, что для выполнения задач, поставленных перед ДОУ, необходимо существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное), учитывая при этом, что взаимоотношения с государством и его полномочными представителями изменяться не будут. На наш взгляд, решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Структура сети

Структура сети предполагает наличие трех уровней: уровень стратегического планирования, координационный и уровень участников сети.

Уровень стратегического планирования представлен Департаментом образования и Окружными управлениями образованием как основными институтами, разрабатывающими и сопровождающими реализацию заказа на дошкольное образование. Наличие этого уровня означает, что учреждения – участники сети принимают цели и задачи, обозначенные в документах Департамента образования, и направляют имеющиеся ресурсы и возможности на их решение. Но участники сети выступают по отношению к Департаменту не только как исполнители. Совместная деятельность по разработке путей решения поставленных задач, возможность апробации разработок позволяют предоставить Департаменту образования апробированное решение, тиражируемый продукт, который при получении позитивной оценки может быть внедрен в систему дошкольного образования города. В этом случае участники сети делают серьезный шаг в направлении социального позиционирования – как сети в целом, так и себя, как авторов-разработчиков эффективных решений в сфере дошкольного образования.

Координационный уровень включает в себя организации, специализирующиеся в определенных областях, связанных со сферой образования, и давшие согласие на поддержку и руководство сетью в данном направлении. Так, например, различные научные объединения и кафедры могут решать задачи научного сопровождения деятельности ДОУ, помогать в разработке образовательных технологий, осуществлять обучение сотрудников и т. п. Специалисты в области психологии образования, возрастной психологии и психологии развития могут объединиться для поддержки и развития психологических служб детского сада. Представители этого уровня управляют развитием сети, проводят мониторинг ее состояния, выявляют возникающие трудности, предлагают пути решения. Важно отметить, что на этом уровне управляют именно сетью, а не развитием конкретных учреждений, решают задачи позиционирования сети, привлекают дополнительные ресурсы и изыскивают возможности для всей группы детских садов, входящих в сеть.

Уровень участника сети включает в себя дошкольные учреждения, которые заинтересованы в участии в сетевом взаимодействии. Вхождение в сеть предполагает принятие и реализацию определенных норм взаимодейст вия между ее участниками, принятие ценностей, декларируемых сетью, направленность на решение общесетевых задач, способствующих развитию и конкретного учреждения. Вступление в сеть означает не только получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, но и внесение в нее собственного вклада. Он выражается в активном участии в деятельности сети, особой организации информационных потоков внутри учреждения и вне его, в переходе к социальному позиционированию учреждения в сфере дошкольного образования, в том числе через анализ своих сильных и слабых сторон и определение перспективного плана развития и т.п. И если вклад оказывается формальным, то сеть имеет право принять решение об исключении учреждения из состава участников.

Взаимодействие между вышеописанными уровнями осуществляется за счет следующих механизмов сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга (например, если обнаруживается, что большая часть участников сети сталкиваются с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно), либо принятие решения о том, что сеть заинтересована в разработке одного из направлений развития, заданного Департаментом образования. На этапе формулировки и запуска проекта ведущая роль отводится координационному центру, и это принципиальный момент, ведь если обнаруженная проблема не решается на уровне учреждения, необходимо привлечь ресурс более высокого уровня (научный, организационный и т. п.).

Сетевой проект реализуется на базе учреждений – участников сети, для которых решение обозначенной в проекте проблемы представляется важным. В ряде случаев координационный центр может высказать экспертное суждение о том, что определенные действия помогут разрешить проблему, даже если это неочевидно для участников сети, и порекомендовать массовое внедрение проекта. По завершении проекта проводится повторный мониторинг, и если результаты оказываются положительными, накопленный опыт обобщается и предлагается Департаменту образования как апробированный продукт, который можно тиражировать в сфере дошкольного образования. В этом случае детские сады, участвовавшие в апробации, могут выступать в качестве «ресурсных центров» для тех учреждений, которые хотят использовать данный продукт (технологию) в своей работе.

В рамках сети может одновременно действовать несколько сетевых проектов, однако в связи с их разнообразием (управленческие, образовательные, социальные и т. п.) за реализацию проектов в конкретном учреждении отвечают разные группы специалистов (психологи, педагоги). Это позволяет снижать общую нагрузку и дифференцировать участников проектов в соответствии с их специализацией.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения или сотрудника учреждения). Любой участник сети может заявить о затруднении, которое у него возникло и негативно влияет на достижение поставленных целей. Совместно с представителем координационного центра эта проблема переформулируется в заказ к сети, и объявляется сетевой конкурс. На конкурс могут быть выставлены уже имеющиеся разработки по решению данной проблемы или перспективные разработки (предложения).

Победителями сетевого конкурса становятся все те предложения, которые позволяют продуктивно подойти к решению проблемы. Эти наработки предлагаются в открытое использование всем участникам сети (в том числе и тому, кто инициировал данный конкурс). При этом разработчик позиционируется как автор данного решения и основной консультант по его внедрению, а пользователи» берут на себя обязательство по мониторингу и описанию результатов апробации этого решения в условиях своего детского сада. По результатам апробации разработчик получает обширный и разнообразный материал, и при содействии координационного центра оформляет его как полноценный продукт, снабженный рекомендациями по использованию и описанием потенциальных результатов его применения.

Безусловно, внедрение новых проектов, использование психологического, педагогического и организационного мониторинга требует освоения новых технологий, новых форм взаимодействия, получения новых знаний. Поэтому участники сети неизбежно должны включаться в процесс сетевого обучения. В целом сетевое обучение сродни повышению квалификации, однако в условиях сети основные темы задаются потребностями сети и динамически изменяются в зависимости от реализуемых в данный момент проектов.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети. Очевидно, что многим организациям гораздо интереснее взаимодействовать с группой ДОУ, обеспечивающей объемный заказ, чем с каждым ДОУ в отдельности на разовой и случайной основе. Использование дисконтной системы, абонемент, бартерный обмен услугами и ресурсами – вот лишь некоторые формы сетевого договора, которые можно эффективно использовать для расширения ресурсной сферы ДОУ. Главным признаком сетевого договора является то, что договор заключает сеть, а не отдельное учреждение. Но договор действует для любого участника сети, то есть каждый может воспользоваться предложенным ресурсом.

Таким образом, использование механизмов сетевого взаимодействия позволяет детскому саду выступать в новом качестве – ответственного и активного партнера содержательного взаимодействия с различными организациями и коллегами из других ДОУ.

Возможности сетевого взаимодействия

Какие преимущества получает детский сад, вступивший сеть? Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети. Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты взаимодействия. В-третьих, детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т. п. В-четвертых, детский сад включается в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями. За счет этого руководитель детского сада может переходить от реактивной модели управления к проективной, планируя и обеспечивая наиболее перспек тивные направления развития.

Решение коллегии Департамента образования города Москвы от 14 февраля 2008 г. (п. 9) о разработке и апробации модели сетевого взаимодействия показывает, что необходимость создания сети была признана одним из важных направлений развития системы дошкольного образования города Москвы. Поручение по разработке модели было дано Московскому городскому психолого-педагогическому университету. Непосредственным исполнителем является кафедра социальной психологии развития под руководством доктора психологических наук Н. Е. Вераксы.

В настоящее время при поддержке Департамента образования города Москвы открывается городская экспериментальная площадка под руководством Н. Е. Вераксы по разработке и апробации модели сетевого взаимодействия, в которую входят 12 детских садов города Москвы: № 1602 (ВАО), № 399 (САО), № 2523 (ЗАО), № 1511 (ЗАО), № 1199 (СЗАО), № 2380 (СЗАО), № 1645 (СВАО), № 1958 (СВАО), № 939 (СВАО), № 1777 (ЦАО), № 2336 (ЦАО), № 1969 (ЮАО).

Хотя состав экспериментальной площадки ограничен двенадцатью детскими садами, это не означает, что вся сеть состоит из 12 учреждений. Участники экспериментальной площадки взяли на себя обязательства по разработке, запуску и апробации модели сетевого взаимодействия, и по согласованию с Департаментом образования города Москвы будут получать дополнительное финансирование в период действия экспериментальной площадки. Однако сеть будет эффективно развиваться только в том случае, если в ее состав будут входить новые учреждения, поскольку не только сеть расширяет возможности участника, но и новые участники увеличивают ее потенциал и ресурс.

Информация о деятельности сети публикуется на сайте http://dou.inpsy.com , по всем вопросам, связанным с дятельностью сети, можно обращаться по адресу [email protected]

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Организация: МБДОУ детский сад №155

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Цель: Совершенствование работы по сетевому взаимодействию с родителями в рамках реализации ФГОС в деятельности МБДОУ.

Задачи:

  1. Определение положительного опыта реализации сетевого взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательном учреждении.
  2. Наметить перспективы дальнейшей работы педагогического коллектива по совершенствованию сетевого взаимодействия с родителями в свете ФГОС ДО.

Повестка дня :

  1. Единое сетевое информационное образовательное пространство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Сайт сообщества педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации ФГОС ДО.
  2. Организация сетевого взаимодействия с родителями посредством сайта группы.

Предварительная работа :

  1. Изучение ФГОС ДО.
  2. Создание условий для организации сетевого взаимодействия на базе МБДОУ.
  3. Подбор и организация выставки методической литературы по сетевому взаимодействию в соответствии с требованиями ФГОС.
  4. Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений по организации сетевого взаимодействия.

Ход круглого стола:

  1. Единое сетевое информационное образовательное пространство ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Сайт сообщества педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации ФГОС ДО.

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реализации ФГОС ДО предопределяет решение некоторых задач путем создания, постоянного совершенствования единого информационно-образовательного пространства дошкольного учреждения.

Образовательная среда дошкольного учреждения в современных условиях формируется как информационная среда, то есть такая среда, которая реализует активную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и создает условия для развития информационной компетентности всех участников этого процесса. Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в сфере использования информационных технологий является распространение практики предоставления гражданам доступа к открытой информации о деятельности организаций различной направленности. Обеспечение интерактивного информационного обслуживания с использованием современных информационных технологий в значительной степени касается и образовательных учреждений, в том числе и детских садов. Таким образом, одной из целей внедрения информационных технологий является создание единого информационно-образовательного учреждения. Создание такого сетевого информационного пространства сегодня становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет образовательному учреждению эффективно развиваться.

Единое сетевое информационно-образовательное пространство детского сада – это совокупность следующих компонентов:

  • информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации.
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т.е. обеспечивающих все информационные процессы.
  • программно-технических средств и организационно-информативных документов.

В ДОУ используются следующие интерактивные модули информационно-образовательного пространства:

  • Локальная компьютерная сеть
  • Официальный сайт Учреждения
  • Сайт сообщества педагогов Учреждения
  • Сайт группы детского сада
  • Сенсорный информационный киоск.

Функционирование вышеназванных модулей способствует повышению социального статуса ДОУ, что предполагается Стандартом ДО. Решение задачи по повышению социального статуса достигается, в том числе благодаря открытости информационного пространства, а так же взаимосвязи между его участниками.

Единое информационно-образовательное пространство ДОУ – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса. Открытость информационного пространства обеспечивает возможность взаимодействия и обмена опытом с различными образовательными учреждениями, установление надежного контакта с родителями, который включает возможность оперативного контроля родителями условий воспитания и образования детей в ДОУ, наличие обратной связи. Открытость информационно-образовательного пространства осуществляется за счет функционирования официального сайта дошкольного учреждения, сайта сообщества педагогов, сенсорного информационного киоска.

В условиях реализации ФГОС ДО для Учреждения стоит задача участвовать в организации адресного методического сопровождения по овладению педагогами новыми педагогическими компетенциями. Сайт сообщества педагогов является интерактивной площадкой по обмену опытом, а так же содержит методический и практический материал, что частично помогает педагогам овладеть новыми педагогическими компетенциями.

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, достигается наличием на сайте дошкольного учреждения игровых обучающих программ, методических рекомендаций для родителей по организации деятельности детей дома, а так же создание персональных сайтов детей при помощи родителей и педагогов.

Создание единого сетевого информационно-образовательного пространства в дошкольном учреждении способствует развитию ДОУ в соответствии с ФГОС.

  1. Организация сетевого взаимодействия с родителями посредством сайта группы.

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, к которой важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Залог успешного посещения ребенком детского сада – налаженный контакт родителей и воспитателей и желание взаимно сотрудничать. Формирование здоровой и успешной личности ребенка невозможно без единства воспитательных методов, требований и форм между семьей и детским учреждением. В условиях реализации ФГОС ДО этот аспект становится все более актуальным, так как одним из принципов Стандарта является личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Одной из современных, удобных и доступных форм является организация сетевого взаимодействия с родителями посредством сайта сообщества педагогов. Можно выделить несколько преимуществ такого способа сотрудничества. В современном мире как никогда актуален вопрос дефицита времени и большой загруженности родителей, в следствие чего возникают проблемы посещения родителей собраний и открытых мероприятий. В этом случае использование информационных технологий и, в частности, Интернет позволяет оперативно донести актуальную для родителей информацию. Многие люди в настоящее время являются активными участниками социальных сетей, поэтому посещение сайта педагогического сообщества является для них удобным способом коммуникации.

Кроме того, общение посредством интерактивных форм взаимодействия (гостевая, виртуальная приемная) позволяет обеспечить анонимность, что в свою очередь увеличивает степень доверительности между собеседниками. Немаловажную роль играют и такие преимущества сетевого взаимодействия, как адресность, добровольность, гибкость.

Предоставленная на сайте страничка руководителя является механизмом взаимодействия администрации с педагогами и родителями. На этой странице родители и педагоги смогут ознакомиться с планом работы детского сада на месяц. Прочитать общую памятку о правилах посещения детского сада, познакомиться с перечнем дополнительных услуг.

Виртуальная приемная ориентирована на выстраивание делового общения администрации с родителями, чему способствует наличие функции обратной связи. Оперативная реакция на сообщение в виртуальной приемной помогает устранить многие проблемы в отношении участников образовательного процесса.

Методическая страничка является одним из элементов модели открытого информационного образовательного пространства и способствует профессиональному развитию педагогических работников, что соответствует требованиям ФГОС относительно создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Благодаря обобщению опыта учреждения в электронном формате появляется возможность повысить педагогическую компетентность не только педагогов, но и родителей. Кроме того, методическая страничка содержит информацию о воспитательно-образовательном процессе, конкурсах. Также представлены совместные проекты педагогов и детей. В условиях реализации ФГОС демонстрация таких проектов – показатель выполнения условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, оказания не директивной помощи детям, поддержка самостоятельности детей в различных видах деятельности.

В разделе медиатека можно найти развивающие он-лайн игры для детей, которые развлекут детей и помогут родителям оценить уровень знаний ребенка. Создание собственных электронных продуктов, также представленных на страничке, помогает систематизировать процесс деятельности педагогов, способствует их саморазвитию.

На страничке психолога, музыкального и физкультурного работника размещены консультации и рекомендации по актуальным темам воспитания и развития детей, а так же заметки о мероприятиях, проводимых в нашем детском саду. Специалисты ДОУ осуществляют дистанционные консультации с учетом поступающих вопросов.

Часто посещаемыми страничками сайта являются странички групп. Каждая возрастная группа имеет персональную страничку, на которой отражены информация о возрастных нормах развития ребенка, фотографии группы с различных мероприятий. Кроме того, родители могут видеть методическую работу педагогов – с помощью представленных презентаций, проектов, конспектов, консультаций.

Быть всегда в курсе последних событий жизни детского сада гостям нашего сайта помогает колонка новостей, где отражены важные события, информация о конкурсах и т.д.

Кроме того, сайт позволяет задействовать и тех родителей, чьи дети пока не являются воспитанниками ДОУ, но будут посещать детский сад в будущем. Предусмотренная на нашем сайте реализация проекта «Виртуальный детский сад» сделает домашнее воспитание ребенка грамотным продолжением воспитания в детском саду. Благодаря данной страничке родители, чьи дети не имеют возможности посещать ДОУ, получают программу игр и занятий. Конспекты занятий, описание игр написаны доступным языком, с обозначением целей, задач, кроме того, подбор методического обеспечения и материалов достаточно прост и не составит проблемы для родителей.

Сайт сообщества педагогов является платформой создания позитивного имиджа ДОУ, который является важным компонентом методического продукта ДОУ. Сайт – один из инструментов обеспечения воспитательно-образовательного процесса, а так же публичный орган информации, доступ к которому открыт всем заинтересованным пользователям.

  1. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка может быть достигнут положительный результат. Задачи по тесному взаимодействию дошкольного учреждения и родителей диктует и ФГОС. Но педагоги все чаще говорят о том, что сейчас родителей ничем не удивишь. Однако, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ прежде всего зависит от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. В связи с загруженностью у многих родителей возникают проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий. Поэтому использование в работе с родителями только традиционных форм становится все менее эффективным. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для взаимодействия с родителями как нельзя лучше подходит создание сайта группы. Сайт адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто желает сотрудничать с педагогами. Отбор материала производится в соответствии с интересами родителей, что и привлекает их к взаимодействию в сети. Представленная информация четка и конкретна, материалы написаны доступным языком, объем информации не слишком большой.

Структура содержания разделов для организации сетевого взаимодействия с родителями:

1 раздел: Главная страница. На главной странице размещено общее фото детей группы и девиз по которому мы стараемся идти и соответствовать ему.

2 раздел: Фотогалерея. Родители, которые не смогли по каким –либо причинам прийти к ребёнку на праздник или развлечение могут зайти в фотогалерею и посмотреть отчет о мероприятии. Так же в этом разделе можно увидеть чем занимаются дети на прогулке, в какие игры играют. В утреннее время у родителей нет возможности посмотреть как ребёнок выполняет зарядку, посидеть в группе на организованной деятельности.Всё это можно увидеть в разделе в данном разделе.

3 раздел: «Наши новости». Родители получают возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса, узнать последние новости, быть всегда в курсе всех происходящих в группе событий. Это очень удобно для родителей. Всегда можно посмотреть необходимую информацию о группе, получить информацию о кружках которые проводятся с детьми, график работы и т.д.

4 раздел: «Портфолио». Для того, чтобы получше узнать воспитателей, их достижения, родители могут обратиться к разделу «Портфолио». В этом разделе размещены грамоты, сертификаты обучения, статьи, составленные воспитателями, проекты составленные и разработанные совместно с родителями, видеопризентации.

5 раздел: Родителям . Родители не всегда находят время, чтобы прочитать подготовленную воспитателем консультацию или рекомендацию или найти время на беседу с воспитателем на интересующуюся его тему, наш сайт даёт такую возможность, что очень удобно и доступно.

7 раздел. «Прыгаем по паутине». Для детей существует «Паутина», где они могут зайти на другие детские развивающие сайты: «Наш любимый детский сад», «В мире животных», «Спорт». На сайте размещены не только текстовые материалы, но и фото, видео, презентации по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями сами предлагают свою помощь в создании того или иного проекта, видео, презентации для сайта нашей группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, экономить время. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а так же в системах подготовки и распространения массовой информации. Взаимодействие с семьёй - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Благодаря сайту группы мы сможем выполнить следующие задачи, заявленные в ФГОС:

  1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции их развития.
  3. Способствует развитию личности, мотивации с способностей детей в различных видах деятельности.

Организация сетевого взаимодействия с родителями в нашей группе показывает качественные результаты и вызывает интерес и у воспитателей ДОУ и у родителей воспитанников. Такая форма работы с семьей помогает родителям в освоении продуктивных способов общения с ребёнком, выступает в роли активного помощника в семье, способствует качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.

  1. Перспективы формирования сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.

По четвертому вопросу выступила педагог-психолог, проинформировав воспитателей о перспективах формирования сетевого взаимодействия для обеспечения преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между ДОУ и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, а потому, что нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двухсторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Исходя из этого, целью нашей дальнейшей работы в направлении организации сетевого взаимодействия в рамках реализации требований ФГОС, является формирование системного, содержательного и продуктивного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования.

Нами были выбраны следующие перспективные направления организации сетевого взаимодействия:

  1. Преемственность в организации психолого-педагогического сопровождения, в том числе через единое открытое сетевое информационно-образовательное пространство со стороны всех субъектов образовательного процесса: создание на сайте ДОУ отдельной странички/темы/рубрики школьного психолога с целью проведения интерактивных консультаций для педагогического персонала и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; организация на сайте ДОУ анкетирования/интервьюирования/тестирования родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка.
  2. Преемственность в создании информационно-просветительского пространства на этапе подготовки детей к школе: добавление кнопок перехода на сайт школы для сайта ДОУ и наоборот; внесение на сайт ДОУ информационного материала на тему взаимодействия детского сада и школы.

Указанные направления планируем развивать в ближайшем будущем и совершенствовать взаимодействие со школой путём использования сетевого информационного пространства.

Подводя итоги нашего круглого стола, мы приходим к следующему решению :

  1. Продолжать работу по развитию единого сетевого информационного образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
  2. Расширять и углублять сотрудничество ДОУ с семьей посредством сайта сообщества педагогов, регулярно обновляя и пополняя информацию на сайте.
  3. Продолжать работу по созданию сайтов для всех возрастных групп для организации сетевого взаимодействия с родителями.
  4. Обеспечить преемственность начальной школы и ДОУ посредством сетевого взаимодействия.

Литература

  1. ФГОС ДО
  2. Ежова Е.Н. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. – 245с.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – С.128.
  4. Скоролупова О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №3, 2014 г.
  5. Концепция содержания непрерывного образования[дошкольное и начальное звено] // Начальная школа. – М: ООО «Форсайт – Н», 2000. - №4. – С.3-20.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Сетевое взаимодействие в рамках реализации проекта «Введение модели дошкольного образования в г. Перми в соответствии с ФГОС ДО»

(совместно с образовательными учреждениями № 92, 352,269,312 Свердловского района)

заместитель заведующего по ВМР

Пермь, 2014

Тип проекта: социальный, практико-ориентированный.

Участники: педагоги, дети и родители садов участников сетевого взаимодействия № 92, 239,269,312, 352 Свердловского района города Перми.

Актуальность:

¾ Назревшая необходимость внедрения и использования в работе ДОУ теле-коммуникационных технологий (TalkFusion)

¾ Тенденции развития современного образования требуют от ребенка умения делать выбор уже в дошкольном возрасте

¾ Современное дошкольное образование предоставляет узкий (традиционный) спектр образовательных услуг, что не удовлетворяет запросы родителей

¾ Отсутствие у родителей понимания важности, необходимости для выбора детьми деятельности по интересам

Создание сети дает возможность:

¾ использовать единые подходы к формированию спектра образовательных услуг и его расширению, что обеспечивает реальный выбор участниками образовательных отношений объема, качества услуг в условиях реализации ФГОС ДО и быстро меняющейся социально-экономической ситуации;

¾ удовлетворить запрос родителей на профессиональное выявление интересов и способностей детей в условиях детского сада;


¾ эффективно использовать имеющийся опыт коллектива педагогов;

¾ поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности

Общая цель : к маю 2015 г обеспечить реализацию права выбора всех участников образовательного процесса через оказание избыточного спектра образовательных услуг и использования современных форм отношений с родителями в условиях сетевого взаимодействия посредством программы видео коммуникационного сервиса TalkFusion

Задачи сети :

¾ Обновить нормативно-правовую базу и образовательный процесс ДОУ в соответствии с Концепцией муниципальной модели дошкольного образования г. Перми

¾ Разработать план сопровождения наращивания педагогами ДОУ различных современных педагогических компетенций

¾ Расширить спектр форм взаимодействия педагогов с родителями через участие их в краткосрочных практиках и дистанционных видео консультациях

¾ Создать банк КОП для всех участников выбора

¾ Использовать ресурс программы TalkFusion в практике работы ДОУ

Для постановки собственных задач, исходя из общеобозначнных, был проведен анализ внешней и внутренней среды ДОУ.

ОУ расположено в микрорайоне Н. Островского, одном из центральных районов города Перми, где спектр дополнительного образования представлен достаточно широко. Ближайшую социальную среду образовательного учреждения составляют: гимназия № 33, Центральная детская библиотека, Центр детского творчества «Ритм». Перед нами встает задача, как наладить пути сотрудничества с этими учреждениями.


Помимо этого, контингент семей посещающих ДОУ разнообразен, но преобладают семьи благополучные, с социальным положением выше среднего, очень заинтересованные в развитии детей и создании для них наилучших условий во всех отношениях. Возникает ряд вопросов: как наладить взаимодействие с родителями, как соответствовать их запросам, как сделать истинными равноправными участниками образовательного процесса?

Кроме того, существует проблема в некоторой инертности педагогов, их нежелания что-либо менять. Причин этой проблемы немало. В первую очередь, это функциональная загруженность, искаженное мнение приоритетности своей работы. Далее:

    Нескоординированность, разобщенность в деятельности педагогов и специалистов ДОУ. Недостаточный уровень профессиональной компетентности, уровень коммуникативной культуры. Отсутствие в практике работы ДОУ современных ИКТ (нет свободного постоянного доступа к ПК и интернету).

На сегодняшний день ДОУ обладает хорошей материально-технической базой. Макро и микросреда ДОУ соответствует требованиям ФГОС, что показал мониторинг 2014 года (в десятке лучших дошкольных учреждений в рейтинге по городу, 2 по Свердловскому р-ну). Создано единое пространство, гармоничная и эстетичная развивающая предметно-пространственная среда.

За последние 3 года педагогический состав ДОУ стабилизировался, повысился уровень профессиональной компетентности: практически все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГТ и ФГОС ДО. Преобладает доля педагогов с высшим педагогическим образованием. Все это может послужить хорошим стартом для обновления содержания и форм образовательной деятельности , перейти на новый уровень взаимоотношений с детьми и родителями.

Финансово-экономическая составляющая отрегулирована в соответствии с последними изменениями при переходе на «Эффективный контракт» и новую систему оценки качества труда педагогических работников, которая отражает особенности избранных направлений деятельности ДОУ.

Участие в сетевом проекте рамках реализации проекта «Введение модели дошкольного образования в г. Перми в соответствии с ФГОС ДО» позволит нашему образовательному учреждению 239 повысить уровень конкурентноспособности с другими детскими садами м-на Н. Островского, где возможные средства конкуренции – качество образования, условия обучения и воспитания, инновационная деятельность , активность в работе с учредителями. Планируется осуществление деятельности сети за счет целенаправленного и организованного привлечения методических, кадровых, консультационных, информационных ресурсов этих учреждений, участников сети.

Сетевое взаимодействие будет организовано с использованием видеокоммуникационного сервиса «Talk Fusion», что откроет огромные возможности в расширения спектра форм общения взрослых участников образовательного процесса; расширения спектра образовательных услуг для детей детского сада; использование дистанционно «банка» видео КОП для детей и родителей.

Задачи ДОУ :

¾ Обновить нормативно-правовую базу и образовательный процесс ДОУ в соответствии с Концепцией муниципальной модели дошкольного образования г. Перми;

¾ Создать рабочую группу по разработке и внедрению КОП с приоритетным познавательным и социально-коммуникативным направлением для детей и родителей с привлечением воспитателей и специалистов.


¾ Приобрести программу TalkFusion и обучение работе с ресурсом данной программы участников рабочей группы и педагогов групп, участвующих в проекте 2014-2015 уч. гг.

¾ Обучить педагогов на курсах повышения квалификации по выбранным направлениям.

¾ Поднять уровень компьютерной грамотности педагогов до уровня активного пользователя.

¾ Расширить спектр форм взаимодействия педагогов с родителями через участие их в краткосрочных практиках и дистанционных видео консультациях.

¾ Преобразовать предметно-развивающую среду групп, участвующих в эксперименте в соответствии со стимулированием ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что связано с организацией занятий с применением нетрадиционных техник в продуктивной деятельности, использованием современных образовательных конструкторов.

¾ Создать банк КОП с учетом использования современных непрограммируемых конструкторов для всех участников выбора с выходом 2-3 практик в дополнительные образовательные услуги.

Ожидаемый результат ОУ:

¾ ООП ДО скорректирована в соответствии с Концепцией муниципальной модели дошкольного образования г. Перми;

¾ 90% педагогов активные пользователи, 50% - участники сетевого взаимодействия посредством ресурса программы TalkFusion.

¾ В группах, участвующих в проекте развивающая предметно-пространственная среда преобразована с учетом выбранных направлений.

¾ Создан банк КОП с использованием современных конструкторов.

¾ Создан банк видео с КОП для детей и родителей для обмена по сети посредством ресурса программы TalkFusion.

¾ У 50% родителей сформирована активная образовательная позиция по отношению к своему ребенку дошкольному учреждению, которое он посещает.

Ожидаемый результат взаимодействия сети:

¾ Создана сеть ДОУ успешно взаимодействующих посредством программы видео коммуникационного сервиса

¾ Всем участникам образовательного процесса обеспечено право выбора через создание сетевого банка КОП

¾ Реализован принцип индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности

¾ У 50% родителей сформирована активная образовательная позиция по отношению к своему ребенку

¾ Выстроены современные формы отношений с родителями с использованием возможностей программы TalkFusion.

Концепция использования краткосрочных практик.

Концепт модели основывается на принципах дошкольного образования, заложенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:

1.полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития активности. Это возраст «пробы сил». Педагогам и родителям необходимо предоставить детям возможность выбора деятельности. В современном мире высоких технологий дети привыкли получать все необходимые результаты в мгновение ока.

Смысл деятельности в самой деятельности, а не в том, что кто - то ее навязал. Возможность получения практического опыта по своему выбору как нельзя лучше мотивирует детей.