История православного праздника преображение господне. Тропарь Преображения Господня

Преображение Господне – одно из двунадесятых празднеств в православии, отмечаемое в честь таинственного преображения Иисуса Христа на иерусалимской вершине Фавор.

В народе его называют Яблочный Спас и связывают с природными метаморфозами. Считается, что в этот день ночи становятся холоднее, а все живое начинает готовиться к зиме.

Согласно Священному писанию, за 40 дней Сын Божий вместе с тремя своими учениками поднялся на гору Фавор (в других источниках – на отроги Хермона) и, помолившись, полностью преобразился. Его лик озарился, а одежда стала белой, словно свет.

В то же время перед Иисусом появились пророки Илия и Моисей, которые разговаривали с ним, а затем над горой возникло облако, из которого раздался голос Божий, повелевающий ученикам во всем слушать Христа.

Библейское толкование этой истории заключается в том, что в Спасителе объединены два начала – человеческое и божественное. После Преображения божественное естество Христа не изменилось, но было представлено в естестве человека.


Таким образом, празднованием Преображения христианская церковь прославляет единство божественного и человеческого в Христе, а также указывает на то, что во время посещения храма человек очищается от грехов и преображается, приобщается к чистому свету.

Хотя Преображение случилось зимой, празднуют его летом. В православной религии торжества в честь этого события проходят 6 августа по юлианскому календарю (или 19 августа по новому стилю).

Праздник имеет один предпраздничный день и семь послепраздничных, которые завершаются Отданием 26 августа. Католики отмечают Преображение 6 августа, но если оно выпадает на будний день, то переносят на воскресенье. В храмах Армянской церкви дата празднования может меняться – с 28 июня до 1 августа.

Впервые Преображение начали отмечать после того, как в IV столетии по указанию царицы Елены Равноапостольной на Фаворе был воздвигнут храм во славу этого великого события.

Сначала празднование устраивали только в Палестине, а с V века – и в государствах Востока. В западных странах упоминания о торжествах встречаются в отдельных мартирологах (списках признанных мучеников), датируемых VII столетием. В частности, в те времена Преображение прославляли в религиозных сооружениях Франции и Испании.


В католической церкви официальным праздником это событие было признано только в середине XV века – после громкой победы армии воеводы Яноша Хуньяди над турецкими войсками в районе Белграда.

В православных церквях празднование Преображения сопровождается литургиями и пением канонов. Священники в этот день надевают белую одежду, а люди собираются в храмах, чтобы послушать паримии. У восточных славян до Яблочного Спаса запрещено употреблять фрукты и блюда из овощей последнего урожая, поэтому в день празднования можно вдоволь наесться душистыми яблоками и виноградом.

По благочестивому обычаю на Преображение следует приносить в храмы яблоки, другие фрукты и овощи для совершения над ними молитвы и освящения. Урожай, который будет принесен в церковь, нужно собирать ранним утром, чтобы на кожице сохранились капли росы.

Многие верующие заблаговременно готовят пироги и разные блюда из яблок и угощают ими бедных, убогих и сирот, а также ставят на стол во время семейного чаепития. Согласно народным традициям, во время чаепития можно употреблять только чай, яблоки, яблочное варенье либо мед.

Поскольку Преображение приходится на время Успенского поста, в праздник нельзя отходить от церковных правил и есть мясо, масло и другие продукты животного происхождения, кроме рыбы.


В этот день запрещается убирать в доме и заниматься другими делами «ради корысти». Шитье, вязание, ведение домашнего хозяйства считаются большим грехом. Исключение составляет только приготовление праздничных блюд.

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения.

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9 :1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17 :2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9 :31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9 :5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17 :5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9 :9).

Фавор — Гора Преображения

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Икона Преображения

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Богослужение Преображения Господня

У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Тропарь Преображения Господня

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

«Яблочный Спас» — народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.


Народные приметы и поговорки о Преображении

На Руси с Преображение Господним, или, как его называли, «Яблочным Спасом», было связано немало примет и поговорок. Чаще всего они говорят нам не о христианском смысле праздника, а о погоде, о временах года, о сборе урожая. В этих присловьях находила отражение повседневная жизнь простого народа.

Пришел Спас — всему час.

Пришел второй Спас, бери рукавицы про запас.

На второй Спас бери голицы про запас.

Какой второй Спас, такой и январь.

Встреча осени — Осенины.

На второй Спас освящают яблоки и мед.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».

До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Преображение Господа — один из дванадесятых, то есть главных после Пасхи, православных праздников, который почитается каждый год, включая 2017, 19 августа (по старому стилю — 6 августа). В храмах после праздничной литургии традиционно в этот день освящают яблоки и разные другие плоды из вновь собранного урожая, символизирующие осеннее преображение в природе, поэтому праздник Преображение Господне в народе еще именуют Яблочным Спасом.

История праздника Преображения

По преданию «Евангелия от Матфея», истекал уже третий год проповедования тридцатитрехлетнего Иисуса Христа, когда его ученики сильно опечалились, услышав от своего учителя повествование о том, что вскоре ему нужно будет отправиться в Иерусалим, претерпеть там множество гонений от первосвященников, книжников и старейшин, тяжких страданий за людей, умереть на кресте и по истечении трех дней воскреснуть. Поскольку ученики возлагали огромные надежды на провозглашение Иисуса царем, то их не утешила даже весть о его воскрешении. Заметив скорбь апостолов, в особенности Петра, и желая ее приуменьшить, а также, чтобы подкрепить веру своих учеников в будущем, когда они будут наблюдать за его муками, Иисус Христос решил явить им свою славу, в которой он будет пребывать после воскрешения. (Слава Господня — термин в христианстве библейской этимологии, означающий форму полного явления бессмертного божества, которая обычно не видна простым смертным людям).
Вскоре после этого разговора Иисус Христос вместе с тремя своими учениками — Иаковом, Иоанном и Петром — взошли на гору Фавор(которая и сегодня является одним из главных символов Преображения Господня), где в уединении Спаситель обычно предавался молитве. Апостолы, утомленные восхождением и длительным пребыванием в молитвенном состоянии, уснули на горе, а на рассвете Иисус преобразился перед ними в блеске всей своей Божественной славы: словно солнце, сияло его лицо, а одеяния изливали белоснежный лучезарный свет. По велению Христа пред ним явились пророки Илья (из рая) и Моисей (от мертвых) и завели беседу о предстоящих свершениях и страданиях Иисуса в Иерусалиме, о его будущей смерти и воскрешении. Пробужденные апостолы замерли в трепете и страхе от увиденного и услышанного. Петр в испуге даже обратился к Иисусу Христу с предложением сделать для него и пророков три кущи (укрытия от солнца), и, пока он это молвил, сам не ведая о чем, светлое облако окутало вершину горы и осенило присутствующих, а из него раздался голос, гласящий: «Это сын мой возлюбленный, в нем благоволение мое. Внимайте ему». Ученики, услыхав глас Божий, от ужаса пали ниц. Пред ними были явлены все лики Святой Троицы: Божьего сына при свидетельстве Бога-отца в Святом Духе. Пророки и Слава Господня исчезли, а Иисус Христос, подойдя к своим ученикам, велел им подняться и впредь ничего не бояться. Когда ученики встали с земли, то лицезрели учителя уже одного и в прежнем обличии. На обратном пути, на спуске с горы Фавор, Иисус велел апостолам Иоанну, Иакову и Петру никому не сообщать об увиденном до воскрешения Сына Человеческого из мертвых.

Смысл праздника Преображения Господня

В церковной традиции считается, что своим Преображением Иисус Христос как Спаситель продемонстрировал человечеству, что его ожидает в Царствии Небесном и как будет преображен весь земной мир. По мнению святителя Иоанна Златоуста, причиной преображения для Господа было желание показать людям свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества.

Праздник Преображения принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. Что означает праздник Преображение Господне? В Евангелиях описывается таинственное преображение – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа во время молитвы.

Когда отмечают праздник Преображение Господне в 2019 году?

Дата празднования в православной церкви приходится на 19 августа. Католическая церковь отмечает этот праздник 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье).

Преображение Господне – что это такое?

В этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Он начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными. Это событие, честь которого установлен праздник, ежегодно воспевается в христианском мире.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший им: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что означает праздник Преображение Господне?

Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух сущностей – Божественной и человеческой.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл? Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

История и традиции праздника Преображение Господне

Расскажем также об истории этого церковного праздника. Его отмечают с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Церковные службы начинаются за день до праздника, 18 августа, и продолжаются еще семь дней после него. 19 августа в церквях проводятся литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

Вернувшись к людям, сын Господа велел собирать яблоки, чтобы Его Отец мог освятить их. Поэтому в этот день в православных храмах освящают яблоки и другие плоды, а этот праздник также называют Яблочным Спасом – в честь Иисуса-Спасителя (Спаса).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

В старину в этот день священники с иконами окропляли вспаханную землю святой водой, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров .

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей – законодатель, Илия – тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, – спросите вы, – именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос – не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили – вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор – помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.