День памяти апостолов варфоломея и варнавы. День варнавы День апостола варнавы

(11 июня по старому стилю календаря) в народе празднуют День Варнавы. Название дата получила от имени святого Варнавы, апостола от 70-ти, и Преподобного Варнавы Ветлужского, почитаемых церковью в данный день.

Апостол Варнава являлся учеником апостола Павла. Вместе с ним распространял христианскую веру на территории Малой Азии, затем направился в Италию и организовал там епископский престол. Вернувшись на Кипр, святой рассказывал о жизни и подвигах Христовых. Однажды возмущенные проповедями иудеи напали на Варнаву и забили его камнями до смерти.

Варнава Ветлужский проживал в 15 веке на Руси. С молодости выбрал путь священнослужителя, а через годы ушел в уединение в пустынные места. Он остановился у Красной горы, неподалеку от реки Ветлуги, вел аскетическую жизнь. После смерти Варнавы на месте его проживания монахи воздвигли два храма, а через века был основан город – Варнавин.

В народе День Варнавы считали праздничным. Жители собирались со всей округи, накрывали в складчину большой стол, общались, пели песни. После захода солнца разжигали большие костры, вокруг них водили хороводы и прыгали через огонь. Незамужние девушки занимались гаданием на судьбу и суженного. Часто народное гулянье затягивалось до рассвета.

Верили, что в День Варнавы нечистая сила сходится вместе и делит между собой людские территории, где будет безобразничать. Одним доставалось скот изводить, другим - с болезнями к людям ходить, третьим – пугать детвору, четвертым – урожай на огородах губить. После дележки нечисть отправлялась выкатываться в траву, наполняя ее своим ядом. Говорили, что пик активности гулянья нечистой силы случается в полдень, и в эти часы жители старались не выходить на улицу.

В данную дату запрещалось притрагиваться к травам. Сорвав растение и принеся его в дом, можно было в жилье дух нечисти занести и тогда беды не миновать. Сенокос откладывали на следующие дни, иначе от такого сена скотина могла погибнуть зимой. Лекари переносили сбор целебных трав, веря, что от них больше проблем будет, чем пользы.

Иногда Варнаву называли земляничником. Связывали такое название с традицией в данный день гадать по землянике на будущий урожай. Для этого отправлялись в лес и глядели на земляничные ягоды. Если видели красные ягодки на кусте, то ожидали щедрый урожай яровых посевов.

Примечая в День Варнавы туман над водоемом, жители предвещали обилие грибов в лесу. Если с утра парило и усиливался цветочный аромат, то готовились к приближающейся грозе. Прячущиеся голуби предвещали ухудшение погоды. Солнце, окутанное на рассвете дымкой, сулило после обеда дождливую погоду.

Святой апостол Варнава – один из семидесяти святых апостолов. В 45 году от Р.Х. вместе с апостолом Павлом он ступил на землю Кипра, неся знание о Христе. С этого момента имя Варнавы неразрывно связано с историей острова. День его памяти отмечается 11 июня.
Родился Варнава на острове Кипр в семье евреев, которые переселились на остров из Палестины. Родители назвали сына Иосифом. Когда же он достиг совершеннолетия, отправили его в Иерусалим для изучения Закона Божия. В числе «одноклассников» Иосифа был и Савла, который впоследствии назван был апостолом Павлом.
В то время в Иерусалиме учил в храме и творил чудеса Иисус. Видел Его и юноша Иосиф. Он просил Христа принять его в число Своих учеников. Иисус же, увидев, что сердце Иосифа горело искренней любовью, благословил его и не запретил ему следовать за Собой.
Когда Господь отправился обратно в Галилею, вслед за Ним с другими учениками отправился и Иосиф. Однажды Господь понял, что «жатвы много, а делателей мало» (Мф.9:37), после чего принял решение явить миру еще 70 учеников, которых позже по двое отправил в каждый город и селение (Лк.10:1). В числе этих семидесяти учеников был и Иосиф, переименованный Варнавой, то есть Сыном Утешения.
Сын утешения – что означает это имя? Своей проповедью Варнава утешал людей, ожидавших Его пришествия. Иоанн Златоуст позже написал: «Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, он был вполне способен». (Деян.11)

ДРУЖБА С ПАВЛОМ
После вознесения Иисуса Христа, Варнаве часто случалось видеться с Савлом. Во время этих встреч они часто спорили – Варнава прилагал все усилия, чтобы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий и посмеивался над святым Варнавой, как над человеком обольщенным. В те времена Савл, человек благородного происхождения, называл Иисуса сыном плотника, преданным позорной смерти.
Когда же Савл начал преследовать Церковь, «входя в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы» (Деян.8:3), святой Варнава оплакивал его и молился за него Богу. Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны: будучи призванным, Савл обратился ко Христу, принял крещение и сделался защитником Церкви. После этого Варнава привел Савла к апостолам.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
В это время в Антиохии все большую силу начала набирать вера в Иисуса Христа. Апостолы послали святого Варнаву в Антиохию, чтобы он узнал о происходящем там. Увидев происходящее, Варнава с радостью принес эту весть апостолам. Количество учеников Иисуса множилось с каждым днем, учителей же было немного. Тогда Варнава привел своего друга Савла в Антиохию. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.
Спустя год Варнава и Савл решили вернуться в Иерусалим. В это время Дух Святой сказал пророкам и учителям: «"Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3). Немедля, святой Варнава и Павел отправились на Кипр.

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НА КИПРЕ
Остановились Павел и Варнава в Саламине. Пройдя остров до Пафоса, с проповедью, и совершая чудеса, они пережили множество испытаний: иудеи и язычники били их камнями; они были приняты за богов и им пытались принести жертвы, называя при этом Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом. Однажды киприоты, наученные иудеями, подняли мятеж на святых апостолов: их побили камнями и выволокли из города.
Всюду на своем пути они увещевали учеников пребывать в вере и поучали их, что многими скорбями входим мы в Царство Небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, апостолы отправились в Атталию, а затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были проповедовать язычникам слово Господне.

СВЯТАЯ ПРОПОВЕДЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В Иерусалиме они были приняты с любовью: все слушали Варнаву и Павла, рассказывавших о знамениях и чудесах, которые Бог сотворил их рукой среди язычников. Спустя некоторое время святой Павел отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл на Кипр.
Вернувшись на родину, святой Варнава обратил ко Христу много народа. Умножив число верующих на Кипре, Варнава отправился в Рим и, как говорят, первый проповедал в Риме Христа. А затем снова возвратился в Кипр.
Когда Варнава учил в городе Саламине, иудеи из Сирии начали возмущать народ, говоря, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и закону Моисееву. Апостол же, предвидя свою мученическую кончину, созвал друзей, совершил божественную литургию и причастил их. А потом сказал: «В этот день я окончу жизнь свою, приняв смерть из рук иудеев, как сказал мне Господь; вы же, взяв тело мое, которое найдете вне города на западной стороне, похороните его и возвестите моему другу Павлу все то, что знаете обо мне». Святой Варнава завещал похоронить его вместе с Евангелием от Матфея, которое сам переписал и всегда носил с собой.
Когда на очередном собрании Варнава начал говорить, иудеи забили его камнями. Позже друзья похоронил его в одной из пещер, положив на груди его Евангелие.

ЗАБВЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ
После смерти святого Варнавы в Саламине началось гонение на верующих. Все христиане бежали из города, скрываясь, где могли. Место, где были положены честные мощи апостола Варнавы, было забыто.
А спустя несколько столетий некий Петр, противник IV Вселенского собора святых отцов, решил подчинить себе Кипр. Он говорил так: «Так как слово Божие пришло в Кипр из Антиохии, Кипрская церковь должна подчиняться патриарху антиохийскому» Скоро на Кипр пришел приказ архиепископу кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе, требовавшем подчинения Кипра епархии антиохийской.
Архиепископ острова начал поститься и молиться, спрашивая защищиты и совета от Самого Бога. И однажды перед ним предстал некто в священной ризе: «Не бойся, архиепископ, ибо ты нисколько не пострадаешь от своих противников. Я – Варнава, ученик Господа нашего Иисуса Христа, которого Дух Святой посылал вместе с избранным святым апостолом Павлом на проповедь слова Божия язычникам. Для того же чтобы ты удостоверился в истинности слов моих, вот тебе знамение: выйди за город к западной стороне, и на том месте раскопай землю под рожковым деревом: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие от апостола Матфея, которое я своей рукой переписал. И тогда ты сможешь сказать: мой город – престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».
Вскоре нашли пещеру, где хранилась рака с мощами святого Варнавы. А император Зенон, узнав о великой новости, тотчас распорядился, чтобы остров Кипр управлялся самостоятельно. С этого времени престол архиерейства кипрского начал называться престолом апостольским. На том месте, где были обретены мощи святого Варнавы, был построен храм. Установлено было праздновать память святого апостола Варнавы 11 июня – в день, когда были обретены честные мощи святого.

Народный праздник День Варнавы отмечается 24 июня 2019 года (дата по старому стилю - 11 июня). Посвящается памяти апостола от 70-ти Варнавы (Иосифа), епископа Медиоланского.

История

Родина святого Варнавы - остров Кипр. Туда его предки переехали из Палестины во время войн. При рождении мальчика назвали Иосифом. Отец с матерью воспитывали в нем любовь к Господу с самых ранних лет. Когда он стал совершеннолетним, родители отдали его в ученики к известному раввину Гамалиилу в Иерусалиме. Вместе с Иосифом там же учил слово Божье Савл - будущий апостол Павел.

Когда в Иерусалим пришел Иисус, Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господа и получил новое имя - Варнава, которое означает «сын утешения».

Всю жизнь апостол проповедовал в разных городах и странах. В Медиолане (современный Милан) Варнава основал епископский престол. Когда вернулся на родину, то построил Кипрскую православную церковь. Он продолжал распространять учение Христа, пока восставшие против него иудеи не забили 76-летнего апостола камнями насмерть. Произошло это приблизительно в 61-62 годах.

Традиции и обряды

Начинаются русальные дни, в которые водяные духи становятся видимыми. Они веселятся и устраивают свадьбы. Хорошо, если русалка выбирает в мужья лешего. Если же она обращает внимание на живого человека, то заманивает его в глухое место, где щекочет до смерти.

Во многих областях в эту ночь люди гуляют до рассвета. Они разводят костры, возле которых танцуют и поют.

В День Варнавы запрещается рвать траву и косить сено. Таким образом можно в дом принести нечисть, которая в ней катается и делит между собой жребий и участки: кто отправится малым ребенком в колодце плакать и людей пугать, кто - ядом наполнять траву в полях, кто - хомуты и вожжи в сенцах спутывать. Причем она делает это не в обычное ночное время, а в полдень.

Приметы и поверья

Туман по воде стелется - к урожаю грибов.

С рассвета душно и сильно пахнет жимолостью - к ненастью.

Солнце на рассвете бледное - к вечернему дождю.

Голуби прячутся - к непогоде.

Услышать ночью пение эльфа - хороший знак, предвестник защиты от злых духов на целый год.

Где русалка по полю пробежит, там трава гуще растет, колос сильнее наливается. На ветвях какого дерева она покачается, там плодов созревает больше.

Имя св. Варнавы просияло в созвездии 70-ти апостолов. Святая Церковь воспевает эту церковную звезду, как первого среди семидесяти. Благовестника Слова Божия - св. апостола Варнаву называют основателем Кипрской Православной церкви и первым архиепископам Кипра. На северную часть острова Кипр (ныне - самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра) отправляются паломники, чтобы посетить там все места, связанные с апостольской деятельностью, мученической кончиной, обретением святых мощей и возведением монастыря в честь апостола Варнавы.

1.Икона св. апостола Варнавы

Среди руин античного Саламина

В наши дни средиземноморский берег невдалеке от руин древнего портового города Саламин, имевшего на протяжении столетий пальму первенства на Кипре, ничем не напоминает о его славном прошлом. Согласно справочникам, здесь когда-то была построена «превосходная гавань, вмещавшая множество кораблей». Хорошо укрепленный город Саламин на восточном побережье острова был известен как процветающий торговый центр с населением около двухсот тысяч человек. Каменные руины разрушенного арабскими набегами в VII в. и затем прекратившего свое существование Cаламина долгие годы служили строительным материалом для находящегося в нескольких километрах к северу от него другого портового города Фамагуста.

Приблизительно весной 45-го года [ 1 ] из Селевкии в Саламин приплыл на корабле апостол Варнава. Это было первое его миссионерское путешествие на Кипр вместе с апостолом Павлом (Деян. 13:5). Варнава (Бар-Наба) в буквальном переводе означает «сын утешения». Варнава - этим именем апостолы нарекли христианина Иосия (Иосиф), иудея-кипрянина, происходившего из богатой семьи и состоявшего членом иерусалимской церкви. С молодых лет он отличался благочестием, посещал храм, соблюдал посты и хранил себя от разных юношеских увлечений. Он был щедрый и добросердечный человек, явивший добрый пример христианина, жертвующего на нужды своих собратьев. После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшее ему под Иерусалимом имение и положил все вырученные деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36,37). Варнава вступился за новообращенного Павла: когда тот пришел в Иерусалим, Варнава тепло принял его и затем ввел в среду апостолов (Деян. 9: 26,27). Около 34 -35 г. апостолы привлекли Варнаву к миссионерской деятельности, которая началась после побиения камнями первомученика Стефана. Сначала иерусалимская община послала Варнаву в Антиохию посодействовать новым христианам (Деян.11:22-26). К Антиохии тогда относился и остров Кипр.

Ступив с корабля на берег Саламина, Варнава в сопровождении своего племянника Иоанна Марка предпринял здесь немалые труды по обращению ко Христу эллинов и иудеев. Умножив сначала в этом городе, а затем и в других местах Кипра число верующих, Варнава и Павел отправились в Малую Азию.

После успешного проведения в течение ряда лет в разных городах миссионерской деятельности апостол Варнава решил вновь возвратиться на Кипр для продолжения проповедей об учении Христа.

Во второй раз в город Саламин апостол Варнава прибыл около 57 г. (по другим данным - ок. 61/62 г.). В ту пору ему уже было 76 лет [ 2 ]. Внешне апостол выглядел, вероятно, таким, каким его изображают на иконах: человек преклонных лет, с темными волосами или с проседью и с бородой средней длины [ 3 ]. В этот приезд на остров город Саламин стал местом последних проповедей и мученической кончины апостола. Об этом сообщается в апокрифическом труде «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы; V в.), приписываемом апостолу Марку [ 4 ], и в богословском сочинении «Энкомий святому Варнаве» Александра Кипрского [Саламинский], жившего в VI веке. О последних днях земной жизни апостола Варнавы в Саламине повествуется и в изложении святителя Димитрия Ростовского . Ревностная проповедь апостола восстановила против него живших в Саламине иудеев. Они всячески противились ему, хулили его честное имя и затем, настроив против него многих горожан, решили убить его. Предвидя свою кончину, Варнава созвал верующих, совершил божественную литургию, причастил их, преподал последнее наставление и навсегда простился с верующими. При этом он поручил своему спутнику Марку взять после смерти его тело, которое он найдет «вне города на западной стороне», похоронить его и позже обо всем рассказать апостолу Павлу. Варнава завещал также положить с собой в гроб переписанное некогда им самим Святое Евангелие от Матфея, с которым никогда не разлучался. Далее апостол Варнава сам приобщился Святых Христовых Тайн и безбоязненно явился в синагогу, где проходило собрание иудеев и начал там проповедовать собравшимся учение Христа. Озлобленные иудеи бросились на Варнаву, вывели его за город и побили камнями. После этого они разложили костер и хотели предать святое тело сожжению, однако оно осталось цело и невредимо. Впоследствии в этом убедился тайно пришедший к месту сожжения Марк. Взяв тело апостола, он похоронил его «в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города». Время мученической кончины апостола Варнавы относят к 57 г. [ 6 ].

После убиения апостола саламинские иудеи начали в городе гонение всех последователей Христа. Верующие бежали из Саламина и скрывались во многих местах. Из Кипра Марк отправился на поиски апостола Павла и, встретив его в Ефесе, поведал ему о мученическом венце святого апостола Варнавы. Апостол Павел оплакал кончину Варнавы.

Некоторые дополнительные сведения о последних часах жизни Варнавы содержатся в труде Александра Кипрского, рассказавшего, что апостола «схватили во время проповеди в синагоге», а перед побиением камнями его подвергли «долгим мучениям». В «тайном погребении» апостола Варнавым участвовали не только Марк, но и «другие христиане».

В «Хождении и мучении Апостола Варнавы» повествуется, что через «два дня» после прибытия в Саламин апостола Варнавы и начала его проповеднической деятельности в местной синагоге в тот же город приехал и «иудейский маг и псевдопророк Вариисус-Елима». Ему удалось восстановить против Варнавы иудеев. Те схватили апостола и хотели доставить его на суд к правителю города, но потом, изменив планы, решили казнить его втайне. В ночное время в синагоге ему надели аркан на шею и повели сначала к ипподрому и далее за городские стены, где и предали сожжению. Прах апостола «собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море». Тем временем Марку «вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах» и похоронить его в одной из пещер около города, где «прежде поселились иевусеи» (иевусеи - народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян и основавший в конце III тысячелетия до РХ город Иерусалим и первоначально населявший его. - Примечание А.Х.). После похорон «Марк, Тимон и Родон три дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит». С течением времени место погребения апостола Варнавы возле Саламина было надолго предано забвению.

Местность Игиас, где обретены святые мощи апостола Варнавы

В начале IV в. Саламин стал местом казни и святых мучеников Аристоклия Саламинского (Кипрский), Димитриана и Афанасия. За открытое исповедание христианской веры во времена (ок. 306 г.) правления императора Максимиана они были усечены мечом. Со времен правления Константина Великого Саламин стал церковным центром Кипра [ 7 ]. В 332 и 342 гг. на острове произошли два сильных землетрясения, полностью разрушившие Саламин. В прошлом веке (1952 -1974 гг.) археологами обнаружены на его территории руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов и каменные бассейны, где, вероятно, совершались крещения. Римский император Констанций II (сын Константина Великого), правивший в 337-361 гг., восстановил город после разрушений и переименовал его в Констанцию. После распада Римской империи Кипр в 395 г. стал частью Византии.

Спустя четыре столетия после мученической кончины Варнавы Господь прославил (ок. 488 г.) то потаенное место возле Саламина, где пребывали святые останки апостола. Это было время, когда Христова вера распространилась уже по всему Кипру, однако полную христианизацию населения острова историки относят только к началу V века [ 8 ]. Это было и напряженное для острова время, когда окончательно разрешался вопрос об автокефалии Кипрской Церкви. Попытки ее присоединения к своему диоцезу предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс [ 9 ]. Еще в 431 г. кипрские христиане обратились к Отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию Кипрской Церкви и получили положительное решение Собора. В 478 г. архиепископ Констанции и всего Кипра Анфемий вновь обратился с той же просьбой к византийскому императору.

Чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли народу то место, где находилась гробница апостола. Ее обнаружили в неглубокой пещере, расположенной приблизительно в одном километре от города Констанция (Саламин), в местности, называемой Игиас («Место здравия»). Здесь на глазах многих людей часто совершались чудеса, молва о которых распространилась по всему острову. Ныне это «Место здравия» находится рядом с кипрским селением Энгоми (Энкоми, также - Тузла). По преданию, пещера с гробницей находилась под вечнозеленым деревом с широкой кроной, называемым «рожковым». Оно известно еще с древних времен и как «хлебное дерево Иоанна». На Руси его плоды называли «цареградским стручком». Высушенные сладкие стручки коричневого цвета очень любили бедные люди, отдыхавшие под деревом, имевшем в народе еще одно название - «шоколадное».

В Игиас на месте произрастания этого удивительного дерева происходили многие дивные чудеса. Так, больные или усталые от дальней дороги путники, переночевавшие под рожковым деревом, получали к утру следующего дня «здравие» и прилив новых сил. Узнав о подобныхх чудесах, верующие люди специально приходили к этому необычному месту, проводили здесь ночи и получали исцеление от разных недугов. Со временем «Место здравия» сделалось очень известным на Кипре и сюда жители окрестных селений приносили многих немощных и расслабленных. По преданию, здесь исцелялись бесноватые, хромые исправляли свою походку, слепые становились зрячими.

Сохранилась и легенда, рассказывающая о том, как были обретены в Игиас честные мощи святого апостола.

Согласно «Энкомию святому Варнаве», архиепископу Анфемию трижды являлся во сне апостол Варнава, указавший, где нужно искать его захоронение. В тексте Димитрия Ростовского находим такие строки: «...Вот тебе [т.е. архиепископу Анфемию] знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой» [ 10 ].

И вот 11 июня преисполненный радости архиепископ Анфемий рассказал собравшемуся народу о троекратном ему явлении и речах апостола Варнавы, а после этого возглавил с псалмопением крестный ход в сторону Игиас. В указанном месте раскопали землю под деревом, нашли закрытую камнями пещеру, а в ней - раку. Все присутствующие в момент открытия раки ощутили «великое и несказанное благоухание» и увидели в ней целые и неповрежденные мощи святого апостола Варнавы, а также и Евангелие . В час обретения мощей на всем острове Кипр произошли многие чудеса. Раку с мощами апостола запечатали оловом и решили не переносить ее в другое место. По приказу архиепископа Анфемия при апостольском гробе стали денно и нощно совершать псалмопения.

История свидетельствует, что благодаря обретению мощей апостола Варнавы и находке ценного Евангелия острову Кипру была дарована позже свобода, а его Церкви удалось добиться автокефалии. Архиепископ Анфемий отправился в Царьград, взяв с собою в дорогу обнаруженное Евангелие и часть мощей святого апостола. Византийский император Флавий Зенон возрадовался тому, что именно в дни его царствования на Кипре обретено было столь великое духовное сокровище. Архиепископ Анфемий, передавший императору Евангелие и часть мощей апостола, был награжден большими почестями от императора и от всего духовного собора. Император благосклонно отнесся к прошению архиепископа Анфемия о необходимости автокефалии Кипрской Церкви. По его же приказу в Константинополе был созван Синод, определивший статус автокефалии Кипрской Церкви. Утвердив это решение, император у распорядился, чтобы остров Кипр больше не был в подчинении у патриарха и получил право самостоятельного избрания предстоятеля . Однако окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена только в 691 - 692 гг. .

Евангелие и часть мощей святого апостола поместили в церкви св. Стефана в Большом дворце Константинополя. Архиепископ Анфемий получил в подарок от императора много золота для возведения храма на месте обретения честных мощей апостола Варнавы .

Энгоми, где стоит монастырь во имя святого апостола Варнавы

Архиепископ Анфемий со славой и честью возвратился на Кипр и в скором времени (ок. 488 г.) выстроил на средства византийского императора Флавия Зенона и на свои сбережения большой храм в форме трёхнефной базилики. Существует также мнение, что первоначально византийская базилика имела двухскатную деревянную крышу. При храме был основан мужской монастырь святого апостола Варнавы.

2.Здание монастыря в честь св. апостола Варнавы

Ныне этот недействующий монастырь находится в трех километрах от Саламина, неподалеку от селения Энгоми. Те, кто паломничал по следам апостола Варнавы на Кипре, знает, что монастырь возвышается вовсе не на месте предполагаемого обретения мощей апостола, а в некотором отдалении от него. По преданию, рака с мощами апостола была перенесена из пещеры установлена в новом храме. Архиепископ Анфемий установил праздновать память святого апостола Варнавы в день обретения честных его мощей - в одиннадцатый день месяца июня.

Во время арабских набегов в VII в. храм и все постройки монастыря были разрушены. Такая же участь постигла и древний Саламин (Констанция), чьи жители переселились в соседний город Фамагуста . В 1674 г. в Энгоми удалось заново отстроить храм. Современный вид здание монастыря приобрело только после его реконструкции в 1757 г. Иконы для иконостаса были написаны в XVII-XVIII вв. .

3.Иконостас храма в честь св. апостола Варнавы

Число братии в монастыре было совсем немногочисленным: например, в 1917 г. - три, после 1965 г. - 7 человек. В 1974 г. все монахи были изгнаны турками, а монастырский храм разграблен. В настоящее время монастырь представляет собою Археологический музей, где собраны из православных монастырей и храмов северного Кипра иконы и разные христианские реликвии, а также различные археологические находки.

По давней традиции 11 июня, в день памяти апостола Варнавы, на площади перед монастырем проходили праздничные базары, но в середине 70-х годов в связи с политическими событиями на острове они были прерваны. С 2005 г. ситуация изменилась в сторону возрожднения в Энгоми праздника в честь апостола Варнавы и организованного паломничества по местам апостольского служения апостола на севере острова. В монастырь периодически приезжают православные священники из храмов и монастырей южного Кипра, куда в 1974 г. перенесли части мощей святого апостола Варнавы.

4.Часовня «Место здравия» над криптой

Современная часовня на месте обретения мощей в Игиас, примыкающему к селению Энгоми, построена в 1954 г. В разные столетия эта часовня над криптой неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Киприоты по традиции называют ее «Местом здравия». Из часовни к высеченной в камне гробнице ведут 14 ступеней. В освещенной электричеством пещере на земле и на стенах паломники оставляют в дар иконы, а также возжигают лампады и свечи рядом с тем местом, где находилась рака с мощами апостола Варнавы. Место гробницы покрыто плащаницей.

5.В пещере, где находилась рака с мощами св. апостола Варнавы

От часовни к монастырскому зданию ведет эвкалиптовая аллея длиною приблизительно 80 метров.

О мощах святого апостола Варнавы

Сведения о том, когда и куда были перенесены из Кипра мощи святого апостола, можно почерпнуть из «Православной энциклопедии» . Издание со ссылкой на западные источники сообщает, что «основная часть мощей» апостола Варнавы была перенесена с Кипра в Милан, «откуда глава святого попала в Тулузу». Эту информацию сегодня можно освежить новыми фактами. Только в одной Италии существует несколько версий о местах хранения мощей (главы) апостола. Так, одна глава находится в монастырской церкви «Св. Роза да Лима», вошедшей после ее закрытия (1866) в состав гостиничного комплекса «Св. Роза да Лима» в итальянском населенном пункте Конка-деи-Марини (Conca dei Marini; провинция Салерно). Известно, что эти мощи были подарены домениканскому монастырю епископом из Поццуоли Джероламо Дандольфи (Ландольфи; 1722-1789).

Другая глава хранится в приходской церкви населенного пункта Энденна (коммуна Дзоньо в регионе Ломбардия). Третья глава находится якобы в Неаполе, в церкви Джезу Нуово (Gesu Nuovo), а именно - в часовне католического святого Джузеппе Москати, где проводит паломнические экскурсии местный приход Апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Конечно, не во всех перечисленных случаях может идти речь о подлинных мощах апостола.

Согласно итальянским источникам, мощи (часть руки) апостола Варнавы хранятся в базилике Св. Варнавы (Basilica di San Barnaba a Marino) в городе Марино (регион - Лацио; провинция Рима), а также в Милане и Падуе. В Западной Европе частицы мощей апостола хранятся в Праге, Кельне, в бельгийском городе Намюр, в баварском монастыре Андекс.

В 1974 г. после оккупации турками северной части Кипра частицы мощей апостола Варнавы были вывезены в южную часть острова. Здесь ценные реликвии хранятся в Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией матери (Киккский монастырь), в ставропигиальном мужском монастыре Махера (Махерас) и в монастыре Ставровуни (Святого Креста).

Во всех этих кипрских монастырях, а также в разных европейских городах и аббатствах, где почивают мощи святого апостола Варнавы, зафиксировано немало свидетельств о том, что на протяжении веков эти реликвии являются источником многих чудес и потому они с особенною любовью чествуемы восточными и западными христианами.

Литература:

[ 1 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641- 646). - М.,2003; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии.(Российское Библейское общество). -1995, с.344.

[ 2 ]. Жития святых славных и всехвальных апостолов. - М.: Лествица; Артос-Медиа, 2006, с.218.

[ 3 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 4 ]. Там же.

[ 5 ].

[ 6 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 7 ]. См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[ 8 ]. Там же.

[ 9 ]. Зоитакис А. История Кипрской Православной Церкви в I - X вв. - [Электронный ресурс] URL: http://www.agionoros.ru/docs/468.html

[ 10 ]. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

Апостол Варфоломей, именуемый также Нафанаилом, входил в число 12 апостолов. Он происходил из Каны Галилейской и, вероятно, приходился родственником или близким другом апостолу Филиппу, который и привел святого к Иисусу Христу. По сошествии Св. Духа, апостолу Варфоломею выпала участь вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь в Сирию и Верхнюю Азию.

На некоторое время апостолы разделись: Филипп пошел в Малую Азию и проповедовал в Лидии и Мизии, а апостол Варфоломей благовествовал в других местах. Но, по Божьему повелению, Варфоломей пришел на помощь к Филиппу. После страдания на кресте с апостолом Филиппом, святой Варфоломей, снятый с креста живым, предал погребению апостола Филиппа.

Утверждая христиан в вере, он отправился в Индию. Он организовал христианские общины и церкви и перевел на их язык Евангелие от Матфея. Варфоломей посетил также Великую Армению, где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность, царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцелённой царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.

По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане – ныне город Баку – и распял вниз головой. Апостол, вися вниз головой, не переставал учить народ. Мучитель, не стерпев этого, приказал содрать всю кожу с апостола и потом отрезать голову. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божьей, рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

Апостол Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия, или Иосиф. Господь избрал его в числе 70 учеников, и Иосиф получил второе имя Варнава. Согласно древней традиции, Варнава считается главой («корифеем») 70 апостолов.

В Иерусалиме Варнава стал очевидцем исцеления, расслабленного у купальни Вифезда, а также других чудес, совершенных Христом в Иерусалимском храме. Видя всё это, Варнава. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения.

После Вознесения Господа на Небо, Варнава продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе.

По поручению апостолов, святой Варнава ходил в Антнохию для утверждения уверовавших.

Затем апостол Варнава пришёл с апостолом Павлом в Антиохию, где, около года, они учили народ в храме. Здесь ученики Христовы впервые стали называться христианами. Вместе с Павлом святой проповедовал Евангелие в Малой Азии, на Кипре.

Возвратившись на Кипр, святой продолжил проповеди, но был схвачен язычниками, которые побили его камнями и разложили костер, чтобы сжечь тело. Но тело апостола осталось невредимым. Его похоронили в пещере, положив в нее, согласно его завещанию, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

В 448 году, при императоре Зеноне, апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело апостола и, лежавшее на его груди, святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания Предстоятеля. Глава апостола Варнавы сейчас хранится в церкви города Конка-дей-Марини в Италии.