Ассалам алейкум как пишется на арабском. Приветствие мусульман (салям)

При обращении к вам со словом «салам» можно ответить так же, а можно и в полной мере – «уа-алейкум ас-салям».

Ассаля́му ‘але́йкум (араб.- мир вам;) - исламское приветствие, используемое мусульманами во всём мире, его также используют арабские евреи и арабы-христиане. Согласно хадису, однажды еврей в присутствии Аиши приветствовал Мухаммада (с.г.с.) словами ас-саму ‘алейкум (вместо ассаляму алейкум). Если у вас есть какие-то стишки или рифмы с словом ассалам алейкум.

Другие уподобляют такие поклоны поклонам ангелов Адаму (мир ему). И сказал (Джувайни): «Когда Ибн Умар отправился в Шам, тамошние „зимми“ поклонились ему в знак уважения.

Отвечают на это приветствие фразой ва-алейкум ас-салям. Отвечать на приветствие Салам Алейкум! Ва-алейкум Ас-Салям. Это означает И тебе мир! . Все очень просто и понятно, но только это сокращенные варианты приветствия. Правильный ответ, если ты мусульманин звучит почти так же, как и приветствие, но в обратном порядке: Ваалейкум Ассалам! Ассала́му ‘але́йкум», а именно укороченное слово «Салам», причём и люди других религий здороваются с мусульманами и между собой укороченным словом. Эта фраза звучит несколько иначе. Ассаляму алейкум -приветствие из арабского языка, используется мусульманами всего мира, потому что оно изначально было религиозным приветствием ислама.

6 причин сказать друг другу: «Ассаламу алейкум!»

Данный форум предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок и тем, кто интересуется исламом! Точка. Как это «который тебя считает кафиром, и не дает подобающий ответ? а дает ответ как кафиру? И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.

1. Только представьте себе, именно этими словами приветствовал наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своих сподвижников и отвечал на их «саламы». Ас-салям» – одно из 99 прекрасных имен Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и благополучие», а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков». Интересно, что от корня слова «салам» происходят слова «мусульманин», «муслим». 3. Приветствуя друг друга «саламом», мы будто бы делаем маленькое дуа: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного. Когда же в его офис устраивается единоверец и узнает в нем брата по вере, радостно и громко произнося: « Ас-саляму алейкум!», наш герой краснеет, смущается и отвечает что-то невнятное. Согласитесь, картина очень неприятная, но, к сожалению, среди мусульманской молодежи встречается не редко. Давайте же бороться с этим! Как? Да просто – почаще говоря друг другу «салам».

И Адам поприветствовал ангелов, сказав им: «Ассаламу алейкум» - на что ангелы ответили ему: ««Ва Алейкум Ассалам варахматуллахи». Салам интерпретируется как вид молитвы, поэтому в той форме, в которой приветствуют друг друга мусульмане, Салам не даётся при встрече с не мусульманином. Если не мусульманин поприветствует вас словами «Ассаламу алейкум», то ему достаточно ответить «Валейкум».

Как переводится приветствие «салам алейкум» и что оно означает?

Салам алейкум» - это традиционное мусульманское приветствие. Его используют все народы, которые исповедуют ислам. В связи с фонетическими особенностями разных языков способ произношения приветствия от страны к стране может меняться. Именно так звучит приветствие на арабском - языке священного для мусульман Корана. Мусульмане не говорят «ас-саляму алейкум» тем, кто совершает намаз, ест, моется или же совершает какое-нибудь греховное действие.

Уа алейкум ас-Салям.

В Исламе нет точного рассписания времени Поста или Намаза, так как только Аллаhу известно когда наступит это время. Расписания, которые делают на разных сайтах и при мечетях - они помогают нам ПРИМЕРНО знать время, но точное время мы обязаны учиться определять визуально или руководствуясь визуальным наблюдением достоверных мусульман.

В 2013году Месяц Рамадан начнется примерно 8го или 9-го июня , в зависимости от визуального наблюдения за появлением нового полумесяца на небосвобе и началом месяца Рамадан после захода солнца примерно 8-9го июня 2013 г. (29 Ша‘бан 1432 г.h.).

Наблюдение начала месяца Рамадан вечером накануне тридцатого числа Ша‘бана является обязательным, так как обязанность Поста вменяется в одном из двух случаев:

1) Видение молодого месяца начала месяца Рамадан в вечер накануне тридцатого числа Ша‘бана;
2) Завершение месяца Ша‘бана тридцатым числом, в соответствии со словами Пророка Мухаммада, мир Ему: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль» . Передали Имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

В соответствии с Шари’атом начало лунного месяца необходимо определять только путем визуального наблюдения новолуния. Нельзя определять начало лунного месяца по расчетам и своим личным предположениям.


.

Наблюдение новолуния месяца Рамадан следует начинать после захода солнца 29 числа месяца Ша’бан. Тот, кто увидел начало месяца Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот, кто не видел сам, но узнал об этом от пользующегося доверием, свободного от рабства мусульманина, о котором известно, что он не обманщик, обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Дауд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел начало месяца Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим. Можно также соблюдать Пост, если о начале месяца скажет мальчик или женщина и даже грешник, если отнестись с доверием к их словам. В противном случае, следует дождаться завершения месяца Ша‘бан тридцатым днем.

Если Каждый (Шари`атский судья) подтвердит начало Поста, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (солнце восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу Имама Шафи‘ий. Согласно мазhабу Имама Абу Ханифы, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Жители Востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители Запада, и наоборот.

Как определить начало месяца Рамадан?

Первый день Рамадана, как и первый день любого месяца в лунном календаре, начинается с появления молодого месяца (новолуния).
Пророк Мухаммад, мир Ему, учил нас:
«Начинайте поститься, увидев новолуние месяца Рамадан и заканчивайте поститься, увидев новолуние месяца Шаууаль. А если было пасмурно и вы не смогли увидеть новолуние, то считайте наступающий день 30-ым днем месяца Ша’бан» .
В соответствии с Шари’атом начало лунного месяца необходимо определять только путем визуального наблюдения новолуния. Нельзя определять начало лунного месяца по расчетам и своим личным предположениям.

Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал: «Наилучшие среди рабов Аллаhа те, которые для поклонения наблюдают за солнцем, луной и тенью» .

О правилах Поста кратко: после захода солна и до начала восхода делается намерение в сердце о том, что на следующий день вы будете соблюдать обязательный Пост месяца Рамадан. Кушать и пить можно после полного захода солнца и до начала РАССВЕТА, тоесть ДО НАЧАЛА утреннего Намаза…

Прекратить кушать и пить обязательно до начала времени утреннего Намаза, это примерно за 1,5-2 часа до начала восхода солнца.

Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ - мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ - и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означало «мир с Богом».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)

Варианты приветствий

Ассаляму алейкум – общепринятая форма приветствия без конкретизации по полу, так как грамматически указывает на второе лицо множественного числа (вам).

Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك‎‎ - мир тебе) - при обращении на «ты» к одному мужчине;

Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك‎‎ - мир тебе) - при обращении на «ты» к одной женщине;

Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما‎‎ - мир вам (обоим)) - при обращении к двум людям любого пола;

Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن‎‎ - мир вам) - только при обращении к трём и более женщинам;

Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم‎‎ - мир вам) - при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);

Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله‎‎) - форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха»;

Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته‎‎) - форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение».

Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته‎‎) - форма ответа на приветствие, означающая: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Саля́м (араб. سلام‎‎ - мир) - так мусульмане приветствуют друг друга в некоторых странах. Причем,так могут здороваться с мусульманами и между собой и представители других религий.

Адабы приветствия

1. Быть щедрыми на приветствия. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, никогда не был скуп на приветствие. В передаче от Абдуллы бин Амра: «Пророка спросили: "О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?". "Наилучшее - если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых", - ответил Пророк».

2. Обязательно отвечать на приветствие. «Салям» - это еще и дуа (мольба), произнесенная языком и идущая от сердца, и нужно обязательно отвечать тому, кто желает вам мира, милости и благословения.

3. Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым.

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь»

Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 86

4. Мусульмане приветствуют друг друга, даже если они находятся в ссоре. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда встретятся два мусульманина, то пусть приветствуют друг друга, а если между ними произошла ссора или возникла вражда, то пусть также приветствуют друг друга» (Абу Дауд).

5. Первыми приветствуют: старший - младшего, горожанин - сельского жителя, всадник - пешего, стоящий - сидящего, хозяин - прислугу, отец - сына, мать - свою дочь. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий - сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) - большую» (Аль-Бухари, Муслим).

6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».

7. Перед приветствием людей в мечети мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

8. Мусульманам нельзя первым приветствовать:

  • Мужчинам - незнакомых девушек, молодых женщин
  • Читающего молитву (намаз), проповедь (хутбу) либо Коран
  • Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь
  • Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат)
  • Принимающего пищу или отправляющего естественную нужду
  • Человека, совершающего грех

Всевышний Аллах знает лучше

В Книге Аллаха сказано: «Когда вас приветствуют с приветливостью, отвечайте таким же или ещё лучшим приветствием. Поистине, Аллах подсчитывает всё, большое и малое» (Сура «ан-Ниса», 4 / 86).

На протяжении многих веков мусульмане при встрече или расставании говорят друг другу: «Ас-саляму алейкум» или «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху».

Это не просто слова приветствия, а молитва , дуа за другого человека: «Мир вам, здоровье и благополучие в жизни земной и вечной. Пусть снизойдут на вас милость и баракат от Аллаха». На приветствие принято отвечать так: «Ва алейкум салям» или «Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатуху», то есть «Пусть и вам будет мир. И на вас снизойдут милость и баракат от Всевышнего Аллаха».

В этом мире дуа одного человека за другого обладает большой силой. Ежедневно несколько раз мы встречаемся с людьми и словно обмениваемся молитвами. Казалось бы, в самом малом и обыденном сокрыты неисчислимые блага для человека. В возможности встретиться и разойтись с молитвой - особенная глубина Ислама.

«Ас-салям» - это одно из 99 прекрасных имён Всевышнего : «дарующий мир, безопасность, здоровье, благополучие; разрешающий сложные ситуации; защищающий от страхов и несчастий; помогающий достичь мира и согласия; указывающий на путь обретения вечного счастья». Аллах будет приветствовать этим словом тех Своих рабов, которые благополучно выдержали испытания в земной жизни, могиле, в День Суда. В Коране говорится: «В будущей жизни верующие, творившие добрые деяния, будут введены в Рай, где текут реки между Его дворцами. Там они будут, с дозволения Всевышнего, вечно пребывать. И приветствовать их в Раю будут ангелы словами: «Ассаляму алейкум» - «Мир вам и благоденствие!» (Сура «Ибрахим», 14 / 23).

Ангелы и на земле приветствуют людей. Однако лишь избранные Аллахом могут воспринять сказанное ими. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил Айше (радыяллаху анха): «Джабраиль передаёт тебе салям» . Она же отвечала: «Ва алейхис-салям ва рахматуллахи ва баракатуху» (Бухари, «Бед-уль-халк», 6). Поэтому люди, входя в свои дома и после завершения намаза приветствуют ангелов.

От корня «салям» произошли слова «мусульманин», «муслим». Верующий, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, должен внушать чувство надёжности и безопасности, всеми действиями и поступками воплощать здоровый образ жизни, иметь незамутнённый взгляд на мир и самого себя, содержать душу в чистоте, а сердце посвятить любви к Великому Создателю. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мусульманин - это человек, у которого руки, язык и сердце целомудренны и чисты» .

Всевышний научил приветствовать салямом первого человека. В одном из хадисов сказано: «Аллах Тааля в Раю обратился к Адаму (алейхиссалям): «Поприветствуй ангелов салямом и запомни их ответ. Так будете приветствовать друг друга ты и все из потомства твоего» . «Ассаляму алейкум», - произнёс Адам. «Ассаляму алейкум ва рахматуллах», - повторили ангелы, добавив слово «рахматуллах» (Бухари, «Анбия», 1)

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение саляму, о чём свидетельствуют многочисленные хадисы. Он призывал осознать, какая великая сила скрыта за этими простыми словами. «После имана самое высшее деяние - испытывать чувство любви к людям» (Абу Хурайра, Суюти, Аль-Фетхуль-Кебир, 1, 207). Абу Хурайра передаёт ещё одно его высказывание: «Клянусь Аллахом, в Чьей воле моя душа, без веры вы не сможете войти в Рай, без любви у вас не будет веры. Сказать ли вам, как вы сможете полюбить друг друга? Распространяйте между собой салям» (Муслим, «Иман», 93-94. Доп. см. Тирмизи, Масе, «Мукаддима», 9, «Адаб», 11).

Один из сахабов, Абдуллах бин Умар, в свободное время специально выходил из дома с одной лишь целью - «приветствовать людей салямом, не различая знакомых и незнакомых, бедных и богатых» (Малик, Муватта, «Салям», 6).

Соблюдение сунн Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) дарует благо мусульманам. Он завещал своей умме: «Я оставляю для вас две вещи. До тех пор, пока будете твердо следовать им, вы не свернёте с верного пути и не впадёте в заблуждение. Это - Книга Аллаха и Сунна Пророка» (Муватта, «Кадер»).

Пожелание мира и добра объединяет людей, укрепляет взаимную любовь и уважение. С помощью приветствия разрешаются сложные ситуации, гасятся конфликты, наступает перемирие. Салям - великая сила искренне верующих: «Рабы Милостивого - те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством, и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда многобожники и невежды порицают их, они оставляют их, говоря: «Мы не имеем с вами никакого дела. Нам только велено говорить вам: «Мир вам» - Салям» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63-65).

Во многих аятах Корана и хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) содержатся указания о культуре взаимоотношений и поведения мусульман. В суре «Нур» говорится: «О, вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома, не спросив позволения живущих в них и не дождавшись разрешения войти. И приветствуйте их салямом - пожеланием мира» ; «Когда вы входите в дома, приветствуйте их обитателей. Ведь они часть вас в результате единства религии и родства. Это приветствие - благословенное и благое, и за него вы получите награду» (Сура «ан-Нур», 24/ 27, 61).

Мусульманин с молитвой встречает других людей, за что получает большой саваб. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) трижды повторял приветствие, подавая пример своей умме и подчёркивая важность саляма. По фикху , приветствовать первым - сунна, принимать салям и отвечать на него - фард (обязательное действие). В хадисе сказано: «Самые близкие к Аллаху те люди, которые первыми произносят салям» (Абу Дауд, «Адаб», 133).

В общественных местах мусульманин обязан первым поприветствовать присутствующих. Людям следует ответить на его приветствие, при этом один человек может произнести салям за всех. Салям и рукопожатие - проявление уважения и любви мусульман друг другу. Младшие первыми приветствуют старших, а едущий - пешего. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда приветствовал первым детей. Он напутствовал: «Если двое в момент приветствия и рукопожатия читают дуа, Аллах Тааля принимает их молитвы и прощает им малые грехи» .

Очень важно приветствовать салямом близких людей. В хадисе сказано: «Входя в дома ваши, говорите для себя и своих домашних салям как пожелание благ и здоровья от Аллаха» . Помолиться за отца и мать, за детей, за родных и любимых людей, получив в ответ дуа от них - несравнимое благо от Аллаха.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял Анаса ибн Малика (радыяллаху анху): «Сын мой! Заходя в дом, скажи своей семье салям, дабы не прекратился, но увеличился в твой дом поток милости и бараката от Всевышнего» (Тирмизи, «Истиазан», 10). Благодаря саляму наши жилища наполняются баракатом Аллаха. И даже если в доме никого нет, следует сказать: «Ассаляму алейнава аля ибадалляхис-салихин» или «ассаляму алейна ва аля ибадалляхис-салихин вас-саляму алейкум ахли-бейт ва рахматуллахи ва баракатуху» .

В приветствии скрыта тёплая энергия любви и покоя, уют домашнего очага, шум баракатного дождя, веяние летнего сада… Этими словами начался путь мусульман. Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Мусульмане приветствуют друг друга словами « Ас-саляму ‘алейкум » (عليكم‎‎ السلام ), что в переводе с арабского означает « мир вам ». Это короткая форма приветствия, на которую мусульманин должен ответить как минимум « уа-‘алейкум ас-саля́м » (و عليكم السلام ) - переводится как « и вам мир ».

Полная форма приветствия (саляма, салама) звучит так: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух » (السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ‎‎ ), что значит «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение », ответом на которое служит «Ва-‘алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» (وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته ‎‎ ) - «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение ».

Этимология и важность приветствия в Исламе

Слово «ас-салям », как вы уже наверняка поняли, с арабского языка переводится как: «мир, сохранность, благополучие, здравие ». Оно является и одним из , которое означает «Дарующий мир и благополучие », а также «Пречистый, не имеющий никаких недостатков ».

Примечательно, что от корня слова «салям » происходят слова «мусульманин », «муслим ». Мусульманин, искренне и точно соблюдающий повеления Всевышнего, внушает окружающим ощущение надёжности и безопасности, всеми своими действиями и поступками воплощает здоровый образ жизни, имеет ясный, незамутнённый взгляд на мир, на самого себя.

Тот, кто приветствует салямом другого, как будто говорит: «Я желаю тебе благополучия и здравия от Всевышнего и защиту от всего плохого, негативного ». Бесспорно, распространение саляма - одна из важных сунн (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в нём есть объявление безопасности среди людей.

Салям - это договор мусульман, посредством которого они как бы условливаются между собой, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т. д.

Верующие, не входите в чужие дома, жилища, пока вежливо (приветливо) не попросите разрешения и не поздороваетесь с их хозяевами. Такое [поведение] вам же во благо. Постарайтесь принять это во внимание (не забыть об этом).*

Св. Коран, 24:27

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) многократно побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом:

Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете [в полной мере], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Муслима

Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует (других) первыми.

Хадис от Абу Умама Судайй бин "Аджлян аль-Бахили,

св. хадисов Абу Дауда

Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в рай, будет напоминать (своим обличьем) Адама, что же касается людей, то (со времени сотворения Адама) и до сих пор они продолжают уменьшаться (в размерах).

хадис от Абу Хурайры,

Форма и порядок приветствия

Приветствие может быть как персональной сунной (суннату-айн) , например, когда дающий салям один, так и коллективной (суннату-кифая) , т. е. сунна может быть исполненной, даже если салям даст всего один человек из всей группы. Однако желательно, чтобы все члены группы произнесли приветствие, так как в этом случае каждый из них получит воздаяние за совершение сунны!

В ханафитском же мазхабе салям в некоторых случаях может быть и обязательным, например, всаднику (если переносить на современные реалии, то и тому, кто находится за рулём) при встрече с пешим в безлюдной местности, чтобы тем самым дать понять пешему об отсутствии злых намерений, показать свою доброжелательность.

Форм приветствия две: первая - «ас-саляму ‘алейкум », вторая - «салямун ‘алейкум », то есть без артикля «аль»; первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «‘алейка-с-салям » и «саляму Ллахи "аляйка », потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.

Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам сунна в приветствии не засчитывается кроме как словами «ас-саляму ‘алейкум » и «салямун ‘алейкум », т. е. во множественном числе, даже если приветствуешь всего одного человека!

Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему ангелов-хранителей и двух ангелов, ведущих постоянный учёт его деяний (Кирамен кятибан).

В маликитском же мазхабе салям не засчитывается, даже если совсем немного изменить слова приветствия. Например, вместо «ас-саляму аляйкум » сказать «ва салямун аляйкум ».

Согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля салям засчитывается и в единственном числе, т.е. словами «ас-саляму ‘алейка».

Если приветствие мусульманина является сунной, то ответ на приветствие уже является фардом (фарзом), ибо сказано в Священном Коране:

Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет.*

Св. Коран, 4:86

Отвечать на приветствие является персональной обязанностью (фарз-уль-айн) , если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая) , если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один, то обязанность ответить на салям отпадает со всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех. Если же никто не ответит, то все совершат грех и им будет необходимо принести покаяние.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же ответ на салям без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы быть услышанным тем, кто приветствовал, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает.

Если поприветствовавший глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ, и т. п.

Ответом на приветствие в короткой форме, как уже говорилось выше, является «уа-‘алейкум ас-саля́м », допускается и «салямун ‘алейкум ».

Однако должно знать, что приветствие и ответ в более полной форме будет лучшим, что следует из вышеприведенного 86-го аята 4-ой суры Священного Корана и хадиса:

‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что к Посланнику Аллаха вошел мужчина и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум!» (т.е. мир вам!). Его поприветствовали в ответ, и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Затем вошел другой человек и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллах!» (т.е. мир вам и милость Аллаха!). Его тоже поприветствовали, а Посланник Аллаха сказал: «Двадцать». Когда вошел третий гость и сказал: «Ас-салааму ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракаатух!» (т.е. мир вам, милость и благословение Аллаха!) и люди ответили ему, Пророк сказал: «Тридцать».

св. хадисов ат-Тирмизи и Абу Дауда

Говоря так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев.

Этика приветствия

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.

…Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, - своих близких, родных] доброжелательным, благодатным (щедрым на положительные чувства и эмоции) приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей]. Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия [столь необходимого в поведении, делах и поступках].*

Св. Коран, 24:61

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи»

св. хадисов Ат-Тирмизи

При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин » (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую.

Св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

В другой версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…а младший (должен первым) приветствовать старшего».

Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

При повторной встрече мусульманам также следует приветствовать друг друга:

Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его, если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Абу Дауда

Салям можно и передавать третьему лицу - но даже на такой салям отвечать обязательно!

Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям », что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого ».

Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» - это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум ».

Если вас будут приветствовать люди Писания, отвечайте: «И вам / (уа ‘алейкум)»

хадис от Анаса,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Коран вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу , желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае - нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Приветствие детей

, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.

Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.

Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом , т.е., проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста.

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие - приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Совершеннолетием в Исламе считается подросток, достигший половой зрелости, наступающей с первым семяизвержением у мальчиков и с появлением менструации у девочек, а не с 18-летнего возраста, как думают многие.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии - одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие - действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки(, их прегрешения) обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом.

хадис от Абу Са"ида аль-Худри,

св. хадисов Абу Дауда, № 4536

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, да благословит о Аллах и да приветствует?», — и он сказал: «Да».

«Сунанат-Тирмизи», № 2653

Величайший учёный имам ан-Навав и (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие - это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена! » («Джамиуль-ахадис», № 18237).

В другом хадисе сказано: «Пророк (мир ему и благословение) принимал присягу у женщин на верность, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Айша сказала, что рука Пророка (мир ему и благословение) не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел» («Муснаду-Ахмад бин Ханбаль »).

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб - за то, что приветствуют, второй - за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

Использованные материалы:

Сады праведных. Книга о приветствиях;

Википедия;

- «Tam İlmihal», M. Sıddık G. İstanbul -1996;

Www.assalam.ru;

Www.islamtambov.ru;

* С комментариями Ш. Аляутдинова