Частные военные компании в законе. Правительство рф не поддержало законопроект о частных военных компаниях

Вопрос действительно назрел. Закона, регламентирующего деятельность ЧВК, в России до сих пор нет, при том, что сами компании существуют и успешно действуют уже много лет, хотя и работают в «серой» правовой зоне в основном по субконтрактам. Наибольшую известность российские ЧВК получили, благодаря событиям в Сирии. Однако их деятельность началась гораздо раньше, чем война в этой стране. Они уже давно осуществляют свои специфические задачи во многих регионах, охваченных войной и беспорядками: осуществляют охрану нефтепромыслов и разных объектов, оказывают услуги телохранителей и инструкторов, проводят колонны и обеспечивают безопасность миссий. Причем на рынке охраны морских перевозок русские специалисты сумели серьезно потеснить британцев, до этого на нем лидирующих. Наши ЧВК брали дешевле, а работали эффективнее, даже осуществляя контрпиратские десантные операции, в ходе которых освобождались захваченные суда и заложники, и уничтожались тайные базы морских разбойников.

В сегодняшнем мире, с его возобновившейся глобальной конфронтацией, транснациональным криминалом и террористическими угрозами, ЧВК превращаются в мощный инструмент решения сложных геополитических задач, причем не только самоокупающийся, но и приносящий немалую прибыль.

Собственно говоря, Сергей Лавров просто озвучил уже ведущуюся работу. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов рассказал в интервью RT, что российский парламент намерен рассмотреть вопрос легализации создания и работы частных военных компаний. «Законопроект планируется внести в течение месяца. Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний - они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», - сообщил Емельянов.

К работе готов подключиться и комитет Госдумы по обороне. А его председатель Владимир Шаманов считает, что ранее этот вопрос не был оценен по достоинству российскими законодателями и теперь необходимо наверстывать упущенное. Новый закон должен определить профильные ведомства, которые будут лицензировать деятельность ЧВК, определить понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. А также закрепить соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах. Напомним, что законопроекты на эту тему уже откланялись Госдумой. Однако на этот раз закон, скорее всего, будет принят.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.

В России предлагают легализовать создание и работу частных военных компаний (ЧВК). Соответствующий законопроект в течение ближайшего месяца планируется внести на рассмотрение Госдумы. Об этом RT рассказал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Законопроект планируется внести в течение месяца, — говорит Емельянов. — Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», — сказал Емельянов.

Он отметил, что деятельность таких организаций должна лицензироваться профильными ведомствами. В документе пропишут понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. Также закрепят соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах.

В числе планируемых ограничений для ЧВК — запрет нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

О необходимости защитить интересы граждан России, которые работают на частные военные компании в других государствах, 15 января высказался глава МИД Сергей Лавров.

«Что касается других стран — да, такая практика распространяется со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило, и в других странах региона, где так называемая Blackwater (американская ЧВК, сейчас носит название Academi. — RT ) работала. Потом она была переименована во что-то ещё», — сказал министр.

По его словам, необходимо «чётко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».

Частная военная компания (ЧВК) — это коммерческая организация, сотрудники которой за вознаграждение защищают или охраняют объекты или людей. Также они участвуют в вооружённых конфликтах по соответствующим контрактам.

Сейчас в России для деятельности ЧВК нет правовой базы. Идею о создании системы ЧВК в 2012 году поддержал Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра.

Законопроект «О частной военно-охранной деятельности» фракция «Справедливая Россия» вносила в 2014 году. Однако позже он был снят с рассмотрения.

Член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов считает, что работающим в ЧВК россиянам следует предоставить ряд социальных и трудовых гарантий.

«Этот вопрос уже много раз обсуждали, и уже, видимо, назрел момент, когда необходимо принимать решение об этом как можно быстрее. У нас даже те, кто хотят поехать таким образом заработать, не могут этого сделать — нет нужной правовой базы. Желающим работать на частные военные компании следует предоставить правовые гарантии. Это прежде всего гарантия выплаты вознаграждения, учёта стажа, медицинского страхования, выплаты компенсации семьям в случае гибели человека», — пояснил Морозов.

  • Pixabay

В комитете Госдумы по обороне готовы включиться в работу над законопроектом о частных военных компаниях. Об этом RT сообщил председатель комитета Владимир Шаманов.

«За последние полтора года в той или иной мере отдельными инициативными группами поднимался вопрос по ЧВК, но дальше разговоров дело не пошло. Мы видим реальную практику, когда развитые страны, такие как Америка и ряд других, используют ЧВК для выполнения задач за пределами своей страны. У нас этот вопрос, как мне кажется, был несколько недооценён. Частные военные компании — это уже данность, от которой нельзя отмахиваться... Мы готовы включиться в эту работу», — пояснил он.

Член комитета Совфеда по обороне и безопасности Ольга Ковитиди отметила, что ЧВК позволят создать рабочие места для отставных военных и помогут защитить интересы России.

«В условиях существующих вызовов и угроз, направленных против России, определение системного правового регулирования деятельности частных военных компаний может стать действенным инструментом осуществления национальных интересов России. При надлежащей законодательной базе деятельность частных военных компаний может стать прибыльной и полезной, обеспечивая не только защиту национальных интересов России и рабочие места уволенным в запас военнослужащим, но и являясь эффективным проводником внешней политики государства», — уверена Ковитиди.

Между тем, по словам военного эксперта, коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, в законе должна быть исключена возможность работы российских частных военных компаний против интересов страны.

«Если ЧВК у нас появятся, ими сразу заинтересуются многие страны, поскольку умения и способности наших военных специалистов ценятся во всём мире. Российские ЧВК, которые будут работать за пределами России, должны подчиняться законам страны пребывания. В законе необходимо прописать, что частные интересы не должны противоречить государственным. Чтобы их деятельность, например, в Сирии не вошла в конфликт с теми операциями, которые проводят наши вооружённые силы. Легализация ЧВК — это целый пласт работ», — сказал Леонков.

В нормативных документах нужно предусмотреть, какое оружие и технику могут использовать российские частные военные компании в своей работе, добавил эксперт.

Сначала небольшое путешествие в прошлое.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона «О частных военно-охранных компаниях»

(законопроект отклонен в конце 2014 г., внесен депутатами Государственной Думы Г.С.Носовко, Д.Е.Горовцовым, А.А.Шеиным, профильный комитет – Комитет Государственной Думы по обороне)

За последние два десятилетия на международном рынке значительно выросло число Частных военных компаний. Такая тенденция, с одной стороны, объясняется последствиями «холодной войны», выражающимися в снижении уровня общего государственного вооружения стран и переходом военных услуг в частную сферу «по требованию», что в значительной мере снимает нагрузку с государственного бюджета. С другой, чисто экономическим фактором растущего спроса на военные услуги в случаях, когда государство не в состоянии реализовать свои национальные интересы в силовой области в связи с политическими или юридическими сложностями.
Частные военные компании осуществляют свою деятельность более чем в 110 странах мира. Их общее количество составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более 5 миллионов человек.

По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям большинство военных услуг ЧВК до 2010 года выполнялись в Ираке, Афганистане, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Колумбии и других государствах. В 2011-2012 годах произошло резкое увеличение участия частных военных компаний (США, Великобритания, Израиль, ЮАР, Бельгия и т.д.) в иностранных государствах, при этом функции частных военных компаний расширились за счет выполнения ими охранных функций военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств.
Таким образом, развитие данного направления бизнеса является привлекательным и для Российской Федерации. Создание в нашей стране частных военно-охранных компаний (далее – ЧВОК) позволит Российской Федерации включиться в крупный мировой рынок. Кроме того, ежегодный объем услуг, предоставляемых частными военными и охранными компаниями, в 2012 году составил около 350 миллиардов долларов США, что превышает совокупный военный бюджет Российской Федерации.

Дальнейшее игнорирование подобной мировой практики и отказ от реализации соответствующего законопроекта, приведёт к нарастанию вымывания военных специалистов из России, потере триллионов рублей упущенной национальной экономикой выгоды в ключевом для национальной безопасности сегменте военно-промышленного комплекса, а также военному отставанию Российской Федерации вследствие недоразвитости данного института.

Помимо экономических выгод для Российской Федерации создание ЧВОК поможет решить и социальные вопросы, связанные с реформацией Вооруженных Сил и последующим резким сокращением армии в последние годы в России. В настоящее время численность армии составляет менее 1 миллиона человек и продолжается дальнейшее сокращение численного состава Вооруженных сил и военных учебных заведений. ЧВОК могут служить способом трудоустройства бывших военнослужащих, являющихся высококвалифицированными специалистами военного дела, которые прошли через локальные войны на территории СНГ и Российской Федерации.

Развитию в России ЧВОК препятствует отсутствие нормативно-правовой базы, гарантирующей законность их деятельности. Сотрудники ЧВОК - это в первую очередь военные люди, они осуществляют свою деятельность, главным образом, в условиях военных конфликтов, что сопряжено с высоким уровнем угрозы жизни и использованием ими оружия, в том числе и боевого. Однако, согласно действующей редакции закона «Об оружии» круг лиц, имеющих доступ и право применения боевого оружия, строго определен и является исчерпывающим.

Данный законопроект направлен на установление правовых норм государственного регулирования создания и деятельности ЧВОК. Предлагается в законопроект включить 9 глав: «Общие положения», «Контроль за частной военно-охранной деятельностью», «Создание, реорганизация и ликвидация частных военно-охранных компаний», «Сотрудники частных военно-охранных компаний, гарантии их социально-правовой защиты», «Деятельность иностранных частных военно-охранных компаний», «Применение специальных средств и огнестрельного оружия», «Ответственность за нарушения закона частной военно-охранной компанией», «Заключительные и переходные положения».

Предлагается в статье 1 "Основные понятии" дать понятие о частной военной компании, военных услугах и государственном регулировании деятельности частных военных компаний.
Функцией лицензирования и контроля за деятельностью ЧВОК целесообразно наделить Федеральную Службу Безопасности. Данной службе должны быть предоставлены полномочия регистрации деятельности ЧВОК и отслеживания деятельности ЧВОК как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Федеральной Службе Безопасности должно быть поручено создание и ведение единой информационной системы, в которой будут отражаться номера лицензий, выданных ЧВОК, а также информация о ведении деятельности ЧВОК. Таким образом, будет обеспечена постоянная подконтрольность института ЧВК, но, вместе с тем, будут созданы условия для развития этого института.

Главным выгодоприобретателем от реализации данного законопроекта окажется Правительство Российской Федерации, получив дополнительный инструмент своей деятельности, оправдывающий своё существование не только в контексте расширения налогооблагаемой базы, но и в рамках повышения гибкости внешней и внутренней политики.

PS. Сегодня предложения министра иностранных дел Лаврова по правовой легализации ЧВК получили примечательные комментарии. В Государственной Думе заявили, что внесут новую редакцию закона о ЧВК (можно отметить, что ряд тезисов Емельянова совпадает с тезисами указанными в пояснительной записке к отклоненному закону 2014 года).

В России предлагают легализовать создание и работу частных военных компаний (ЧВК). Соответствующий законопроект в течение ближайшего месяца планируется внести на рассмотрение Госдумы. Об этом RT рассказал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.
«Законопроект планируется внести в течение месяца , — говорит Емельянов. — Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги» , — сказал Емельянов.
Он отметил, что деятельность таких организаций должна лицензироваться профильными ведомствами. В документе пропишут понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. Также закрепят соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах.
В числе планируемых ограничений для ЧВК — запрет нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

О необходимости защитить интересы граждан России, которые работают на частные военные компании в других государствах, 15 января высказался глава МИД Сергей Лавров.
«Что касается других стран — да, такая практика распространяется со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило, и в других странах региона, где так называемая Blackwater (американская ЧВК, сейчас носит название Academi. — RT) работала. Потом она была переименована во что-то ещё», — сказал министр.
По его словам, необходимо «чётко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».
Частная военная компания (ЧВК) — это коммерческая организация, сотрудники которой за вознаграждение защищают или охраняют объекты или людей. Также они участвуют в вооружённых конфликтах по соответствующим контрактам.
Сейчас в России для деятельности ЧВК нет правовой базы. Идею о создании системы ЧВК в 2012 году поддержал Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра.

в Кремле же заявили, что там нет какой-то позиции по ЧВК, посколько это находится вне компетенции Кремля. Судя по тому, что проблема озвучивается на самом высоком уровне, есть вероятность, что в среднесрочной перспективе закон будет принят.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.