Пунктуационный разбор предложения в последующие годы. Пунктуационный разбор

Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?




  1. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  2. спасибо
  3. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.


  4. Объяснение знаков препинания

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова

  5. Пунктуационный разбор предложения
    Схема пунктуационного разбора предложения
    1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

    2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

    3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
    Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

  6. Пунктуационный разбор - объяснение условий постановки знаков препинания.
    (грамматические, смысловые..)
  7. не щнаю
  8. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  9. Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

  10. я не понел чють-чють
  11. Инструкция
    1
    Разбор предложения начните с объяснения, почему в конце предложения выбран тот или иной знак препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса, многоточие и т. п.). Для этого необходимо определить цель высказывания в предложении и его эмоциональную окраску.
    2
    Если предложение содержит законченное сообщение, то оно является повествовательным. Если о чем-то спрашивается, то предложение вопросительное, а если присутствует побуждение к действию просьба или приказ то оно побудительное. Восклицательные интонации требуют постановки восклицательного знака. Когда же речь прерывается паузой или в ней есть недосказанность, то ставится многоточие.
    3
    Далее определите, какой является конструкция предложения простой или сложной. Если предложение сложное, выясните, из какого количества частей оно состоит и какова связь между ними сочинительная, подчинительная, союзная или бессоюзная. Таким образом вы сможете объяснить причину выбора знаков, которые разделяют все эти части.
    4
    Проанализируйте функции знаков препинания в простом предложении или знаков в каждой из частей сложного предложения по очереди. Найдите и объясните выделяющие и разделяющие знаки в предложении или его частях.
    5
    Выделяющие, или выделительные знаки (запятая, тире, двоеточие, двойные знаки - скобки, кавычки) используются для выделения компонентов, которые осложняют простое предложение. Это вводные слова, словосочетания и предложения, обращения, однородные члены предложения, обособленные определения или приложения, обстоятельства и дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения.
    6
    Разделяющие, или разделительные знаки употребляются для разделения однородных членов предложения в простой конструкции или разделения простых предложений в сложной (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
    7
    В том случае, если в предложении присутствует прямая речь, найдите и выделите слова автора и, собственно, саму прямую речь, которая может находиться в любой позиции перед словами автора, после них или прерываться ими. Помните, что если прямая речь находится перед словами автора или после них, ставятся четыре знака препинания (в отображении конструкции прямой речи). Если же прямая речь прерывается словами автора, соблюдается закон семи, т. е. семи знаков препинания в отображении прямой речи.
    8
    Чтобы облегчить пунктуационный разбор предложения, выполните его пунктограмму графически. Если в вашем предложении несколько пунктограмм, объясняйте каждую из них отдельно.
    9
    Подчеркните грамматические основы, выделите однородные члены предложения. Начертите схему предложения, сделав графическое обозначение мест, где необходимо поставить знаки препинания.
  12. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  13. разобрать предложение
  14. пыгакпгФЦПА
  15. Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
    Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.
  16. Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный?).
    И вс.

Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения

Порядок пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там . (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

Письменный разбор

230 . Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

  1. Ветер осенний в леса подымается,
    Шумно по чащам идёт,
    Мёртвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несёт.
  2. Зимние вьюги - предтечи* весенние.

231 . Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.

Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.


При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.

Порядок пунктуационного анализа текста

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:


Пояснения к знакам препинания

Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.

При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.

Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.

При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.

Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Пример простого предложения

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

Разбираем предложение:


Пример сложного предложения

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

Разбираем предложение:

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Заключение

Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.

Это задание проверяет умение проводить пунктуационный разбор предложения, осложненного вводными конструкциями. В в о д н ы е с л о в а - это слова или
сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает свое отношение к
тому, о чем он сообщает:
Всех подстреленных уток мы, конечно, не
достали. Владимир, к великому
удивлению Ермолая, стрелял вовсе не
отлично. Ермолай стрелял, как всегда,
победоносно. Я, по обыкновению, -
плохо.

Вводные слова имеют различные значения:

1. выражающие чувства говорящего
к радости, к огорчению, к стыду, к
несчастью, к ужасу, к изумлению, к
негодованию и др.
Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей
радости их, в отдалении почудился лай.
По счастию, на другой день мы уехали из
Амантаева.

Различную степень уверенности (большую или меньшую)

несомненно, вероятно, очевидно,
кажется, наверное, очевидно, пожалуй,
безусловно, бесспорно, может, видимо,
по-видимому и др.
Разумеется, всё это думалось по-детски.
Папа, наверное, сейчас же поедет к геру
Готлибу, может, прикажет запрячь
Гнедко.

Источник сообщения

по сообщению (кого-либо), по-моему, по-
твоему, по мнению (кого-либо), по
словам (кого-либо)
По информации из достоверных
источников, паводка в этом году на реках
не будет.
Я загорел, как арап, и одичал, по общему
выражению всех наших знакомых.

Порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, в-третьих,
наконец, значит, следовательно,
например, напротив, между прочим,
стало быть, кстати, кроме того и др.
Река мне не понравилась, во-первых,
потому, что вся от берегов поросла
камышами, так что и воды не было видно,
а во-вторых, потому, что вода в ней была
горька. Впрочем, горьковатость воды не
имела дурного влияния на рыбу.

Замечания о способах оформления мыслей

одним словом, иначе говоря, если можно
так сказать, если можно так выразиться,
так сказать и др.
Год, одним словом, был прожит не зря.
На досуге я дал волю своему
воображению, или, лучше сказать,
соображению. (Акс.)

Призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому

представьте себе, веришь ли, знаешь ли,
понимаете ли, послушайте, помилуйте,
скажите на милость и др.
Представьте себе, открывается дверь и
вбегает Маша! И откуда, скажите на
милость, взялась!

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределенно-личными

Вводные предложения употребляются в той же
функции, что и вводные слова. Вводные
предложения могут быть безличными,
неопределенно-личными или двусоставными:
Время, казалось, остановилось.
Как говорили, там должно быть некоторое
количество норок, выдр и лисиц.
Этим способом, как считают, можно скорее и
больше перенести груза.
Наемный двор, как уже было сказано,
представлял собой сплошной пустырь,
заваленный всевозможными кучами.

10. Обратите внимание!

Не являются вводными и не выделяются
запятыми слова и словосочетания:
якобы, словно, даже, едва ли, вдруг,
буквально, будто, ведь, вряд ли, всетаки, как раз, к тому же, по решению, по
представлению, поэтому, вдобавок, в
конечном счете, небось, как будто

11. Слово однако

если оно стоит в середине или в конце
предложения является вводным и
выделяется запятыми. В начале
предложения оно имеет значение союза
но и не является вводным:
Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.
Ты опоздал, однако.
Однако (=но) письмо он так и не получил.

12. Слово однако

Снег закончился,
однако тучи все-таки
низко висели над
притихшим городом.

13. Слово наконец


указывает на связь мыслей и завершает собой
перечисление и его можно заменить выражением «и
ещё»:
А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец,
образцом самовоспитания.
Слово наконец не является вводным и не выделяется
запятыми, если употребляется в значении «под
конец», «напоследок», «в результате всего». В
подобных случаях к слову наконец можно прибавить
частицу -то:
Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал
и наконец дождался.

14. Слово вообще

является вводным и выделяется запятыми,
если употребляется в значении «вообще
говоря»:
Вообще, мне хотелось бы услышать эту
историю из твоих уст.
Если вообще имеет значения «в общем»,
«всегда», «совсем», «в целом», «ни при
каких условиях», «во всех отношениях», то
оно не выделяется:
Ты меня вообще не жди. От приглашения
твоего я вообще отказался. За подобные
поступки он вообще наказывал строго.

15. Слово значит

является вводным и выделяется запятыми, если
его можно заменить словами «стало быть»,
«следовательно»:
Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли
следует ждать хороших результатов. Ты, значит,
к поезду не успел?
Если значит заменить словом означает или оно
стоит между подлежащим и сказуемым, то оно
не выделяется запятыми:
Твоё доброе отношение к моим детям значит
для меня очень многое.
Отвечать грубо - значит показывать свою
невоспитанность.

16.

Слова собственно, точнее, скорее, вернее
являются вводными, если после них
можно поставить слово говоря:
Что, собственно, тебе от меня нужно?
Это, точнее, было в конце прошлого
столетия.

17. Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.

18.

Между рядом стоящими вводными словами
ставится запятая:
Правда, по мнению твоего друга, ты вел
себя не лучшим образом.
Если вводное сочетание представляет собой
неполную конструкцию, то вместо одной
запятой ставится тире
По сведениям разведчиков, враги засели в
местечке, по моим же - движутся в нашу
сторону.

19.

Если вводное слово словом (одним словом)
стоит после однородных членов перед
обобщающим, то перед ним ставится тире, а
после него - запятая
Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис
- словом, его привлекало очень многое.

20.

Между сочинительным союзом и вводным
словом ставится запятая, если вводное
слово можно опустить. Если это
невозможно, то запятая не ставится
И, кстати, мной уже приготовлен ужин.
Не год, а, может быть, десять лет прожил
Иван Георгиевич за одну ночь.
Начались первые заморозки, а
следовательно, речи о сплаве по реке уже
не велись.

21. Знаки препинания при вводных предложениях

22. Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

1) Если они безличные или
неопределенно-личные: Пропавший
отряд, мне кажется, нужно искать на
другом склоне горы. Её нрав, уверяли
меня, останавливал даже пылких
поклонников.
2) Если они личные нераспространенные
предложения: Дождь, я думаю, скоро
закончится. Диплом, полагал он, откроет
двери в новый мир творчества.

23. Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

3) Если начинаются союзами или
союзными словами: Против самых ворот,
на стене, висел образ Николая
Чудотворца, как сказал мне Ковляга. Я
пришел в такое волнение, в такой азарт,
как говорил Евсеич, что у меня дрожали
руки и ноги. Пришла пора и моего
уженья, как предсказывал Евсеич.

24. Отличие вводных слов от членов предложения

Необходимо помнить, что в некоторых случаях
вводные слова можно опустить, и смысл предложения
не изменится:
Бобрята, верно, решили, что они в полной
безопасности - вводное слово верно можно опустить.
Она поступила верно - в данном случае слово верно
опустить нельзя;
вводные слова можно заменить другими, близкими по
значению:
Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное),
решили, что они в полной безопасности.
Она поступила верно (т.е. правильно).

25.

вводные слова можно заменить другими,
близкими по значению:
Снег, наверное, закончился, однако тучи
все-таки низко висели над притихшим
городом.

26. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и
разогрело землю, то деревья и травы
обдались такой сильной росой, такими
светящимися узорами глянули из темного
леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту
отделку не хватило бы алмазов всей
нашей земли.

27. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если орбите Луны по каким-либо
причинам (1) всё-таки (2) отдалится от
Земли на небольшое расстояние, то (3) по
мнению астрономов (4) жизни на планете
грозит катастрофа.

28. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно
(2) когда-нибудь кончится, а взрослая
жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных
решений и ответственных поступков.

29. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали
горы, с другой стороны (2) шумело море. С
одной стороны (3) автомобили полезны, а
(4) с другой стороны (5) всем известен тот
вред, который они наносят окружающей
среде.

30. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1
должно быть (2) даже шорох падающих
листьев. Очертания строящегося дома (3)
казалось (4) похожим на корабль.

31. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Предполагалось, что Президент РФ
поговорит с послом в течение часа (1)
однако (2) разговор затянулся. Министр (3)
однако (4) подписал приказ, о
необходимости которого так долго
говорили в обществе.