Охота в россии становится дорогим развлечением для избранных. Может ли охотхозяйство быть рентабельным? И к чему пришли

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОХОТНИКОВ В ИХ РЕШЕНИИ

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОХОТНИКОВ В ИХ РЕШЕНИИ (К ДИСКУССИИ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МОООИР СИБИРИ)

© 2009 Г. Ю.Е. ВАШУКЕВИЧ, А.П. ГАНЗЕВИЧ

ФГОУ ВПО ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ, Г. ИРКУТСК

Сибирский федеральный округ, безусловно, является важнейшим округом России с точки зрения охотничьего хозяйства. Имея на своей территории 31% общероссийских охотничьих угодий, он занимает первое место в стране по объемам добычи и заготовкам дикой пушнины и мяса диких копытных животных, составляющих основу товарного производства отечественного охотничьего хозяйства. В охотничьих угодьях округа обитает 150 тыс. лосей, полмиллиона северных, более 100 тыс. благородных оленей и 20 тыс. снежных баранов. Тайга округа - родной дом для 40 тыс. медведей и 600 тыс. соболей. Количество мелких пушных животных и пернатой дичи исчисляется миллионами. Только по официальным данным, ежегодно на данной территории добывается до 40 тыс. оленей разных видов, более 100 тыс. соболей, около тысячи медведей. Экспортная выручка от реализации шкурок соболей в отдельные годы достигала одного миллиарда рублей. Армия зарегистрированных охотников насчитывает в своих рядах без малого 500 тыс. человек (20% всех охотников России).

Исторически сложилось так, что охотничье хозяйство Сибири развивалось как промыслово-товарное. Сеть промысловых государственных, кооперативных и коллективных хозяйств, где успешно работали тысячи профессиональных (штатных) и десятки тысяч сезонных охотников, обеспечивала государство ценной экспортной пушниной, разнообразной мясо-дичной продукцией, дикорастущими ягодами, грибами и орехами. Любительская охота, игравшая второстепенное значение, проводилась в основном в низкопродуктивных угодьях, прилегающих к населенным пунктам. Традиционно охотники-любители являлись членами общественных организаций: Росохотрыболовсоюз, Динамо, Всеармейское военно-охотничье общество.
Современность внесла жесткие коррективы в систему охотничьего хозяйства страны в целом и Сибири в частности. То, что происходит на протяжении последних двадцати лет, можно смело охарактеризовать, как развал охотничьей индустрии. Не вдаваясь в дискуссию по поводу причин произошедшего (об этом много уже сказано) и помня о том, что целью создания и функционирования общественной организации охотников является удовлетворение потребности ее членов в охоте, следует четко обозначить некоторые проблемы, которые требуют оперативного решения.

1. НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ОХОТУ.
Закон об охоте (или об охоте и охотничьем хозяйстве) до сих пор не принят. Это, пожалуй, самый долго разрабатываемый законопроект новейшей истории. Титаническими усилиями Департамента охотничьего хозяйства МСХ, Росо-хотрыболовсоюза и всей охотничьей общественности очередной проект закона прошел первое чтение в Государственной Думе. После шквала критики, предложений и корректировок он должен быть вынесен на второе чтение в Государственную Думу, и наша главная задача - довести этот процесс, который длится более 16-ти лет, до логического завершения в 2009 году. В противном случае, несогласованность ныне существующего лесного, водного и природоохранного законодательства не позволит гражданам России полноценно реализовать свое законное право на охоту.
В этой связи особо следует остановиться на охране охотничьих угодий. Как известно из мировой практики, высокоорганизованное охотничье хозяйство существует там, где системно решаются три основных задачи:
- эффективная охрана охотничьих животных и мест их обитания;
- достоверный учет численности и определение на его основе нормативов изъятия диких животных в соответствии со структурой популяции и стоящими перед охотпользова-телем задачами;
- организация охот в строгом соответствии с установленными нормативами добычи.
В случае, если эти задачи решаются в комплексе, разумно дополнительно развивать систему мероприятий, направленных на создание благоприятных кормовых и защитных условий для охотничьих животных.
Анализ сложившейся в Сибири ситуации с охраной угодий позволяет говорить о ее фактической неэффективности. Наиболее уязвлены при этом, как ни странно, в первую очередь, охотничьи угодья, составляющие так называемый го-сохотрезерв, то есть угодья не закрепленные за конкретными охотпользователями. В отдельных субъектах СФО такие угодья составляют более половины территорий, пригодных для охоты. В условиях, когда штатные работники охотничьих хозяйств лишены права составления протокола на нарушителей охоты, институт общественных инспекторов расформирован, а площадь, подконтрольная охотинспектору, наделенному соответствующими полномочиями, исчисляется сотнями тысяч, а часто и миллионами гектар охотничьих угодий - наказать браконьера просто некому. По этой причине, массовыми явлениями стала охота «из под фары», круглогодичная добыча животных, массовый отстрел копытных и пр. АКСИОМА ГЛАСИТ - ДИЧЬ ДОЛЖЕН ОХРАНЯТЬ ОХОТНИК (ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛЬ). Только тот, кто заинтересован в наличии дичи в угодьях на протяжении длительного периода, будет реально о ней заботиться. При этом очень важно, чтобы помимо государственного, существовал и общественный контроль над охотником. Другими словами, охотник должен быть нравственно подотчетен своим товарищам по охотничьей организации (клубу), его деятельность обязана соответствовать принятым в организации коллективным нормам и правилам. Исходя из сказанного, следует в обязательном порядке наделять общественные организации, а через них их членов, дополнительными полномочиями по пресечению браконьерства.
2. НЕДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ ПО МАССОВЫМ ОБЪЕКТАМ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ОХОТЫ.
Ведение современного охотничьего хозяйства требует значительных вложений. Это средства на охрану угодий, проведение учетных и охотхозяйственных мероприятий, формирование материально-технической базы, организацию комплекса биотехнических мероприятий, оборудование угодий и организацию территории, дичеразведение, полувольное содержание и прочее. Целевые вложения позволяют значительно повысить плотности населения охотничьих животных, поддерживать их численность на оптимальном уровне, улучшать трофейные качества объектов охоты, концентрировать животных в нужное время и в нужном месте, другими словами, гарантировать охотнику желаемый результат. В настоящее время это особо актуально по наиболее востребованным охотниками-любителями видам. В Сибири это, в первую очередь, дикие копытные, состояние популяций которых вызывает наибольшую обеспокоенность.
Изучение отечественного и мирового опыта позволяет говорить о том, что у общественных организаций есть всё необходимое для интенсификации ведения охотничьего хозяйства. Если предположить, что каждый из 400 тыс. сибирских охотников даже в форме трудового участия отработает три дня на родное охотхозяйство, то, по самым скромным подсчетам (200 руб. в день), это трудоучастие «выльется» в 240 млн. рублей дополнительных средств. И это только одна статья дохода. Добавьте сюда членские взносы, доходы от профильной торговли, безвозмездные пожертвования, возможности привлечения административного ресурса, доходы от оказания услуг в охотхозяйствах - и мы получим цифру, в десятки раз превышающую современный уровень вложений.
3. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ОХОТНИКОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ, НЕДОСТАТОК СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ОХОТЫ.
Формальное отношение к подготовке и сдаче охотничьего минимума приводит к отсутствию у многих новоявленных охотников-любителей элементарных знаний биологии охотничьих животных, правил охоты, собаководства, охотничьей этики и правил обращения с охотничьим оружием. Часто приходится быть свидетелем того, что такое незнание приводит к непредумышленному браконьерству. Только после того, как зверь или птица отстреляны, начинается определение его видовой принадлежности, пола и возраста. Горе-охотники с удивлением узнают о том, что глухаря нельзя стрелять из «мелкашки», а на кабаргу ставить петли. Крайне мало «спецов», которые на расстоянии 50-ти метров в ноябре месяце отличат самца косули от самки. Все бы ничего, если бы срабатывал принцип «не уверен - не стреляй», но дело как раз в том, что в подавляющем большинстве случаев стреляют. Это еще и вопрос культуры, цивилизованности охотника. А ее без знаний не бывает. Роль общественных организаций в этом вопросе определяющая. Кроме того, что к вопросам приема экзаменов по охотничьему минимуму следует подходить ответственно, в их руках такой важный механизм, как коллективный пример и (или) общественное порицание. Создание в первичной организации атмосферы истинных охотничьих ценностей, регулярные семинары и круглые столы по обмену опытом между охотниками, изучение мировых тенденций в развитии охоты позволят решать проблему просвещения охотников-любителей. Сюда, конечно, следует добавить и собственные средства массовой информации, и формирование системы пропаганды охраны природы и цивилизованной охоты.

4. ПОДМЕНА ЦЕЛЕЙ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОХОТНИКОВ.
Повторимся: целью деятельности любой общественной организации охотников и рыболовов должно являться удовлетворение потребности ее членов в охоте. Иными словами, организация должна максимально способствовать охотнику-любителю в реализации его законного права на охоту. Все остальное является вторичным. Когда руководитель какого-либо общества ставит перед собой цель максимально увеличить доходы организации за счет добычи товарной продукции, торговли или охотничьего туризма, есть вероятность того, что это со временем перерастет в цель ее деятельности. Рядовые охотники обязаны постоянно ощущать полезность объединения, в которое они входят. Они должны быть регулярно информированы о том, каким образом руководство общества отстаивает их законные интересы и что в этом направлении достигнуто. Рост доходов оправдан в том случае, если они (эти доходы) направляются на реализацию уставных целей организации.
Кроме названных выше основных проблем, существует целый ряд вопросов, решением которых должна заниматься общественная организация охотников. Это развитие собаководства, борьба с хищниками, организация трофейной охоты и сферы услуг для охотников, стрелковый и специфический спорт, внедрение инновационных разработок в охотничье хозяйство, рыболовство и многое другое.
Главное не забывать, что общественные организации охотников создаются ради самих охотников и именно они (а не охотничьи угодья или животные) являются основным объектом приложения коллективных усилий.

В настоящее время проблема охотничьего хозяйства стоит не менее остро, чем десять лет назад. И она кроется не только в высокой стоимости лицензий и путевок на отдельные виды животных, но и в рациональности ведения самого хозяйства.

В нашей стране охотничье хозяйство относят то к сельскому, то к лесному, то рассматривают как самостоятельную отрасль природопользования и, наконец, по В.В. Дежкину, как «неотъемлемую и важную составную часть» биологического природопользования.

Наиболее убедительные доводы принадлежат авторам, которые считают охотничье хозяйство специфической отраслью сельскохозяйственного производства. Этот вопрос довольно подробно рассмотрел В.К. Мельников.

К основным особенностям сельского хозяйства он отнес следующее: сочетание экономического процесса воспроизводства с естественным воспроизводством; более значительный, чем в промышленности, разрыв периода производства и рабочего периода; использование земли как основного средства производства, а не только как места расположения предприятия; сезонность производства и его комплексность; большое влияние естественных факторов на производительность труда; обширность арены труда большой территории. Все эти особенности сельского хозяйства однозначно характерны и для охотничьего хозяйства. Но у последнего имеется ряд специфических особенностей, которые уже отмечали Д.Н. Данилов, С.Д. Перелешин, В.Н. Скалон, В.К. Мельников и другие исследователи.

Основные из них:

Низкий доход, получаемый с единицы площади охотугодий по сравнению с сельхоз-угодьями;
- непосредственное воздействие на предмет труда (охотничьих животных), как правило, только в момент их добывания и незначительность той части труда, которая направлена на воспроизводство (в остальное время животные подвергаются лишь косвенному влиянию, при изменении условий их существования);
- ограниченная возможность применения средств механизации в производстве, особенно при добыче животных;
- преобладание индивидуального труда над коллективным в основном процессе производства - добыче животных;
- использование охотничьих угодий и охотничьих животных в качестве основных средств производства, неотрывность охотугодий от охотничьих животных. Там, где нет охотничьих животных, нет и охотничьих угодий, а, следовательно, не может быть и самого хозяйства.

В современном мире появляются более новые и совершенные формы ведения хозяйства, финансируемые отдельными физическими и юридическими лицами, которые вкладывают достаточно большие средства в организацию, а также в комплекс биотехнических и воспроизводственных мероприятий. Но все же в большинстве своем применяется главный принцип рыночных отношений: при минимуме вложений - максимум прибыли.

Рентабельность охотничьих хозяйств оставляет желать лучшего, но если они еще существуют, значит, дело того стоит.

Есть ряд предложений, которые позволят немного облегчить их существование, и в какой-то мере применить принцип рынка, но об этом ниже.

Рассматривая актуальные проблемы ведения охотничьего хозяйства, хотелось бы акцентировать внимание на наиболее важных, о которых упоминали некоторые руководители охотничьих хозяйств и председатели районных ООиР. В свою очередь они являются и предложениями по выводу из кризиса охотничьего хозяйства России, требуется восстановить федеральный орган по контролю над использованием животного мира и руководству охотничьим хозяйством страны, обеспечив тем самым самостоятельность охотничьей отрасли, и перевести все оперативные группы по борьбе с браконьерством из субъектов федерации в подчинение этому органу.

Принять закон РФ «Об охоте и охотничьем хозяйстве», в котором:

а) расширить полномочия субъектов федерации по определению квот на добычу охотничьих животных, кроме редких и исчезающих;
б) предусмотреть льготы охотпользователям, занимающимся вольерным дичеразведением;
в) упростить процедуру закрепления охотничьих угодий за перспективными пользователями;
г) расширить права охотпользователей в части нормирования и использования охотничьих животных;
д) повысить ответственность госорганов за экономические последствия своих решений, ограничительных мер, если они наносят экономический ущерб охотпользователям и государству.

  • Укрепить и у совершенствовать систему подготовки кадров охотничьего хозяйства (охотоведов, егерей).
  • Создать общероссийскую некоммерческую организацию (ассоциацию) охотпользователей для защиты их прав и интересов, выработки законодательных инициатив по охоте и охотничьему хозяйству.
  • Ввести обязательную подготовку и экзамен (по принципу получения водительского удостоверения) для граждан, желающих воспользоваться павом на отказ.
  • Разработать и широко использовать меры поощрения охотпользователей, добившихся положительных результатов в увеличении численности охотничьих животных.
  • Вернуть право егерям и охотоведам на досмотр и составление протоколов о нарушении правил охоты.

Еще одна немаловажная проблема - это проведение учетов. Зимний маршрутный учет, на мой взгляд, уже устарел, существуют более совершенные способы, не более трудоемкие, чем ЗМУ, позволяющие более точно оценивать емкость охотугодий.

Кроме общехозяйственных проблем, необходимо отметить и проблемы рядовых охотников, у которых с каждым годом остается все меньше шансов приобрести лицензии на крупных охотничьих животных из-за, как уже отмечалось выше, высокой стоимости лицензий и путевок. В такой ситуации малообеспеченные охотники встают на путь браконьерства.

Рекреационные потребности общества удовлетворить несложно, и наряду с организацией охот можно проводить экологические экскурсии по хозяйству как российских, так и иностранных волонтеров. В Америке и Европе, например, туристы платят деньги, чтобы послушать вой волков, понаблюдать за какими-то моментами жизни диких животных.

Наблюдать за дикими животными в природе гораздо интереснее, чем в зоопарке. С тех же самых лабазов можно выставлять на обозрение кормящихся медведей и кабанов. Записать на видео токующего глухаря и тетерева сложнее, чем успешно организовать охоту на него, наблюдать лосей во время гона и подманивать их - все это принесет неплохой доход и позволит лучше изучить животных.

Охотничья фауна весьма разнообразна, каждый вид по-своему привлекателен и чтобы наблюдать за ними в живой природе, необходим грамотный подход охотоведов. Обязательно тесное сотрудничество с учеными, изучающими живую природу, это будет плодотворно влиять на развитие науки в целом.

В хозяйствах во время сезона охоты накапливается большой и разнообразный биоматериал, который необходимо исследовать. Уже очевиден тот факт, что при усиленном прессе на какой-либо вид животных увеличивается число особей в приплоде, и тотальное истребление, к примеру, волков не решит проблему увеличения численности копытных.

Имея на территории хозяйства несколько логов, можно поддерживать оптимальную численность волка, при этом неплохо зарабатывая на туристах. Устраивать захватывающие охоты на вабу, а волки, в свою очередь, оградят от набегов своих собратьев. У волков очень хорошо выражена территориальность, средняя площадь территории одной семьи примерно 500 квадратных километров. При переходе потомства в самостоятельную жизнь, они покидают родителей и уходят из тех мест, где родились.

Существует немало примеров благополучного соседства волков и копытных. Примером может послужить Йелоустонский национальный парк в Северной Америке. Там к тридцатым годам двадцатого века волк был истреблен полностью, но в 1995 г., вопреки высказываниям общественности, его вновь завезли из Канады.

После многолетних наблюдений ученые национального парка подтвердили тот факт, что волки съедают в основном слабых и больных животных. Для достоверности приведу данные П.Н. Кораблева по оценке состояния здоровья лосей по парадонтозу в районе Центрально-Лесного заповедника из книги В.П. Болотова «Охота на волка».

В нашей стране волк вне закона, но браконьерство и различные заболевания приносят гораздо больший ущерб хозяйствам, нежели «серый». Руководители хозяйств, занимающихся разведением кабана, я думаю, также могут это подтвердить.

В России охотничье хозяйство переходит на более новый и совершенный вид развития - коммерческий. И хотелось бы видеть прогрессивные методы управления, грамотно сочетающиеся с рациональным использованием животного мира.

«Охота - дорогое и проблемное хобби», - считает источник, близкий к совладельцу банка «Россия» Николаю Шамалову, чье состояние Forbes оценивает в $500 млн. Бизнесмен и три его партнера ежегодно вкладывают в принадлежащие им охотничьи угодья в Приозерском районе Ленинградской области несколько миллионов рублей. Столько же тратят на содержание своих угодий по соседству президент РЖД Владимир Якунин с партнерами и дети губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, банкир Петр Авен, владелец НЛМК Владимир Лисин. А также чиновники, депутаты и бизнесмены, напрямую или через близкие им структуры арендующие охотничьи угодья в пяти областях, расположенных недалеко от Москвы и Петербурга.

Как поделили

Еще 10 лет назад почти все охотничьи угодья были общественными - в смысле числились за охотобществами. Но потом все изменилось. «Приехали москвичи, поохотились. Им понравились наши места, и они сказали, что хотят забрать участок», - вспоминает сотрудник одного районного общества охотников. «Подали заявку, выиграли конкурс и получили лицензию на участок, который хотели», - неохотно рассказывает московский бизнесмен, один из крупнейших арендаторов охотугодий на Северо-Западе.

Для получения лицензии достаточно было подать заявку и выиграть в безденежном «конкурсе намерений»: побеждал тот, кто обещал больше инвестировать в угодья. Кому присудить победу, решала конкурсная комиссия, состоящая в большинстве своем из местных чиновников. «Естественно, мы видели, кого поддерживали чиновники администрации области», - вспоминает тверской охотник, участвовавший в подобных конкурсах.

Как это происходило, можно судить по рассказу председателя правления Ярославского областного охотобщества Анатолия Дурандина (стенограмма есть на сайте общества): «Начались бесконечные проверки, в офисе ростовского отделения летом 2006 г. сначала нашли гранаты, позже в доме председателя этого общества - боевые патроны <…> А сотрудник Пошехонской прокуратуры больше года ходил в контору Пошехонского охотобщества как на работу - утром приходил раньше работников общества и ждал, когда откроют дверь». Ярославские охотники в итоге отказались от 600 000 га, которые и были выставлены на открытые конкурсы (правда, у них еще 2 млн га осталось).

Много потеряли военные охотники Ленинградской области, констатирует помощник заведующего охотбазой «Запасное» в Приозерском районе Ленобласти Сергей Большихин. «У нас в основном остались только базы, а своих угодий уже нет», - говорит он.

«Бежецкое районное общество охотников и рыболовов в 2001 г. получило на 10 лет 143 700 га в Тверской области, и все это время от нас постоянно отрезают участки», - жалуется предправления общества Николай Филипович. По его словам, попытки отобрать угодья у бежецких охотников предпринимаются раз в два года - губернатор отменяет свое постановление, Тверьохотуправление аннулирует лицензию, а общество восстанавливает свое право на охоту в суде.

В промежутке между судами бежецкие охотники чуть не потеряли 35 800 га - участок в 2005 г. успели выставить на конкурс, и он перешел к компании «Дубакинское» тогдашнего вице-президента «Лукойла» Алексея Смирнова. Обществу удалось этот конкурс опротестовать в суде. Само «Дубакинское» до 2000 г. принадлежало Военно-охотничьему обществу Московского военного округа, а потом вместе с тверскими угодьями досталось «Лукойлу». В пресс-службе «Лукойла» «Ведомостям» сообщили, что это был личный проект Смирнова, уроженца Бежецка. «Когда “Дубакинское” было у военного общества, это было унылое разоренное предприятие, - рассказал Смирнов. - У меня был вертолет, и когда мы облетели хозяйство и посчитали, сколько в нем лосей, то их оказалось всего 16. Сейчас в “Дубакинском” более 500 лосей». Бывший топ-менеджер «Лукойла» убежден, что государство и общественные организации показали себя неэффективными собственниками.

С 1 апреля 2010 г. вступил в силу закон об охоте, который должен был поменять правила игры: угодья разыгрываются теперь на открытых аукционах за живые деньги. Но большинство арендаторов подготовились к этому заранее - выиграли конкурсы, которые закрепили за ними угодья на 49 лет. Например, в Тверской области тогдашний губернатор Дмитрий Зеленин 30 марта 2010 г. подписал 16 распоряжений о предоставлении на 49 лет «для осуществления пользования животным миром в виде охоты» лесных участков общей площадью 220 085 га. Это право компании выиграли на проведенных незадолго до этого открытых конкурсах. За неделю до этого, 22 марта 2010 г., Зеленин подписал 15 распоряжений о предоставлении 205 514 га. Похожие конкурсы накануне вступления в силу нового закона провели в Ленинградской, Псковской, Ярославской и других областях. Фактически арендаторы таким способом застолбили участки почти на столетие - тот же закон предусматривает, что еще 49 лет они получат потом по преимущественному праву, без аукциона.

Охота не бизнес

Заработать на охотхозяйстве практически нереально, настаивают все опрошенные «Ведомостями» пользователи угодий. «Охотхозяйства не окупаются в России, потому что это не Африка и у нас нет бегемотов. У нас только кабаны, лоси и очень мало медведей», - рассуждает московский предприниматель Владимир Товмасян, чья компания «Вологодская охота» - крупнейший частный арендатор вологодских угодий (218 000 га). По словам Товмасяна, экономика охотхозяйства простая: зарплата егеря составляет 7000 руб. в месяц, а путевку на добычу кабана можно продать за 8000 руб. «Вологодская охота» получает лимит на добычу 12 кабанов в сезон, т. е. на деньги, полученные от продажи всех путевок на кабана, можно выплатить зарплату одному егерю. А их несколько, плюс охотхозяйства должны закупать зерно для подкормки животных, строить вышки, содержать технику.

Лицензию на добычу лося охотхозяйство покупает у государства примерно за 3000 руб., кабана - за 750 руб., рассказывает предправления тверского «Егеря» (600 000 га в аренде) Юрий Полуйко. В частных охотхозяйствах путевка на лося будет стоить уже 30 000 руб. плюс 3000 руб. в день за проживание и питание. Разница идет на покрытие расходов по подкормке животных, содержание егерей и охотоведов, технику. Но денег от путевок не хватает. В «Егере» на путевках смогли заработать в 2010 г. всего 5 млн руб. при расходах в 200 млн руб., говорит Полуйко.

Охотхозяйства держат не для бизнеса, а для отдыха. Поэтому чужих сюда стараются не пускать. «Мы пытались продавать путевки, но это нас не устроило скорее морально. Приезжаешь в свое хозяйство - а там чужие люди, купившие путевки. Были эксцессы, пьяные на охоте. Поэтому сейчас мы держим охотхозяйство только для себя и знакомых по стрелковому клубу», - рассказывает совладелец Кудеверского охотхозяйства в Псковской области Сергей Иванкин.

«Рядовых охотников туда [в угодья Шамалова] не пускают. У нас есть обеспеченные люди, которые готовы заплатить за охоту на кабана и лося, но они не продают путевки. Держат квоты для себя», - рассказывает Большихин. «Для них есть общедоступные угодья (по закону 20% угодий в регионе должно быть доступно для всех. - “Ведомости”)», - объясняет Шамалов. В Мельниковском обществе (здесь охотится Якунин с партнерами) можно купить путевку на утку, но она стоит намного дороже, чем у Военно-охотничьего общества Петербурга, добавляет Большихин.

В «Румелко-спортинге» - тверском охотхозяйстве Лисина - всем желающим разрешено охотиться на зайца или утку, рассказывает директор компании Эдуард Кулишкин. Но путевки на лося и кабана клуб на сторону не продает.

Бежецкие охотники теоретически могут поохотиться на уток и гусей в «Дубакинском». «Но там стоимость одной зорьки - 10 000 руб. У нас таких зарплат нет», - возмущен Филипович. Хозяин «Дубакинского» Смирнов, правда, уверяет, что для бежецких охотников установлены льготы.

Отдых в кругу своих часто идет на пользу делу. «Охота - это способ неформального общения с нужными людьми» - так формулирует эту мысль топ-менеджер московского продовольственного холдинга. В 2008 г. он с партнером взял в аренду более 30 000 га угодий в Тверской области. «В мире охота всегда была местом встреч друзей и коллег, где в неофициальной обстановке можно обсудить разные проблемы. Только в России почему-то к этому относятся негативно и считают коррупцией», - согласен один из владельцев охотхозяйства. «Но это не классическая охота, а что-то другое. Я был один раз в “Завидово”, больше туда не поеду. Лучше поохочусь в Белоруссии», - говорит владелец крупной зерновой компании.

Сегодня об охране природы не говорит разве что ленивый. Политики, экологи, руководители крупных добывающих и перерабатывающих предприятий, домохозяйки и даже дети в школе постоянно беспокоятся о защите окружающей среды – лесов, природных ресурсов, земель, дикой природы. В перечень по умолчанию входят и охотничьих богатства нашей планеты, которые требуют не только сохранения существующего поголовья диких зверей, но и разумное управление в этой сфере, возобновление количества тех, которые в отдельных регионах шатается на грани. А ведь здоровая, правильно управляемая популяция дичи может всегда и нескончаемо обеспечивать человека мясом, мехом, пером и пухом, а также давать возможность активно отдыхать – охотиться. Каковы современные тенденции охотничьих хозяйств в мире и в нашей стране – обзор далее.

Сегодня об охране природы не говорит разве что ленивый. Политики, экологи, руководители крупных добывающих и перерабатывающих предприятий, домохозяйки и даже дети в школе постоянно беспокоятся о защите окружающей среды – лесов, природных ресурсов, земель, дикой природы. В перечень по умолчанию входят и охотничьих богатства нашей планеты, которые требуют не только сохранения существующего поголовья диких зверей, но и разумное управление в этой сфере, возобновление количества тех, которые в отдельных регионах шатается на грани. А ведь здоровая, правильно управляемая популяция дичи может всегда и нескончаемо , мехом, пером и пухом, а также давать возможность активно отдыхать – охотиться. Каковы современные тенденции охотничьих хозяйств в мире и в нашей стране – обзор далее.

Мировые тенденции развития охотничьих угодий

Задача сохранения и оздоровления популяции стоят не только перед заинтересованными охотниками и биологами, но и перед обществом в целом.

В некоторых европейских странах ежегодно под колесами автомобилей гибнет больше диких животных, чем от пуль охотников. Пока этот вопрос волнует только экологов и защитников природы – они изучают статистику, наносят на карты самые опасные места, ставят предупреждающие знаки, например, что в этом месте дорогу часто или олени.

Или же дорогу ограждают – но это очень дорогое и непрактичное решение, ведь таким образом перекрываются миграционные пути животных. Также устанавливаются светоотражающие пластины на поворотах, которые предупреждают зверей о приближении опасности. Были также попытки строить специальные туннели под дорогой, но животные в большинстве их игнорируют и идут проторенными путями. Больший успех иммет строительство авиадуков. Но это еще дороже.

Российский дорожный знак «Дикие животные на дороге»

Огромный урон дикой природы приносит хозяйственная деятельность человека – осушение и культивация земель, изменение водного ландшафта, вырубка лесов и добыча полезных ископаемых, постройка промышленных предприятий и транспортной сетки приводят ко все большему ограничению жизненного пространства для диких зверей, которые гибнут от недостатка пищи и стресса.

Способов защиты дикой природы на региональном и государственном уровне пока придумано немного.

Первый – организация заповедников, заказников и парков, где природный комплекс находится под строгой охраной государства и вмешательство человека сведено к минимуму.

Второй вариант – образование охотничьих хозяйств, в который на попечение коллективам (или клубам) охотников отдаются угодья не только с правом охотиться там, но и обязательствами поддерживать их состояние на должном уровне.

Охотничье хозяйство – вещь не новая. Еще египетская знать содержала для развлечения земли с дикими животными. находились под защитой, по меньшей мере, двенадцать столетий. А император Чингизхан в своих владениях ограничил охоту на отдельные виды дичи, когда стало понятно, что земледельцы и воины просто изведут горных баранов и сайгаков на мясо, несмотря на их огромное количество. Американские индейцы имели строгие ограничения на количество убиваемых животных в один сезон в одной местности, чтобы не истощить их запасы и возможности воспроизводства.

Ошибки и проблемы

В желании управлять живыми природными богатствами, человечеством было сделано немало ошибок. Одна из них – уничтожение одного вида животных, которых люди считали , койотов и охрана тех, на кого они охотились. Например, в начале 20-го века в США в районе Йоллоустоунского парка были уничтожены практически все хищные животные, что привело к резкому возрастанию количества . Численность их стала так велика, что это стало бедствием для всего региона. Только за очень холодную зиму 1919/20 г. погибло от холода и голода больше 20 тысяч голов, а еще 4 тысяч вапити были отстреляны охотниками. Потом поголовье волков, медведей и пум было восстановлено и они самостоятельно теперь регулируют количество оленей на должном уровне.

Вторая ошибка – завоз диких животных в местах, где они никогда не жили. Из удачных таких акций по результатам специалисты называют только две: разведение в США и коричневой форели.

Все остальные имели неприятные, а то и трагические последствия для местных экосистем. Например, завезенных в водоемы США карп вытеснил практически все местные, гораздо более ценные виды рыб. Привезенная в Европу из США ондатра тут стала настоящим вредителем, как и серая белка. Когда в Новую Зеландию был завезен , то всего за 10 лет жизни без природных врагов он стал врагом природы этих островов. И правительство бесплатно раздавало охотникам боеприпасы для уничтожения поголовья. Теперь там оленей в природе практически нет – только в специальных хозяйствах. На Ямайку завезли мангустов, чтобы те уничтожали змей, а они заодно съели практически всех сухопутных крабов, которые раньше составляли ощутимую статью экспортного дохода. Теперь ямайское правительство ищет пути, как избавиться от мангустов. В последние десятилетия с такими экспериментами стали намного осторожнее.

Еще одна ошибка в природоохране – когда власти из благих намерений выдают серьезные законы, не посоветовавшись предварительно с биологами и не имея достаточно квалификации в понимании происходящих процессов.

Яркий пример – власти некоторых американских штатов запретили охоту на самок оленей. Вроде цель благородная и протесты охотоведов были проигнорированы. Когда самок перестали отстреливать, популяция начала резко расти и буквально за три года животных стало столько много в данной местности, что ее ресурсов стало на всех не хватать. Голодающие олени стали производить больное потомство, нанесли катастрофический ущерб своему ареалу (которые не могут восстановить уже больше 10 лет), а сама популяция практически вымерла.

Но, тем не менее, поставлено на очень высоком уровне и стабильно обеспечивает максимально возможную добычу охотничьих птиц и зверей без сокращения популяции, а также, полноценное сбережение среды их обитания.

Что изменится в российской охоте в 2015 – 2017 годах

А теперь к отечественным реалиям. По итогам изучения деятельности российского Департамента Охоты при Министерстве природы РФ за 2014 год, данным органом были приняты к рассмотрению и реализации два основных документа, касающихся основных задач и изменений на ближайшие годы российского охотхозяйства.

Получивших рабочие названия «Стратегия развития охотхозяйства на 2015-2017 г.г. и до 2030 года» и «План мероприятий» по реализации этой Стратегии.

Необходимость таких изменений назрела давно – в первую очередь, в связи с абсолютно неэффективным, а порою и незаконным использованием российских охотничьих угодий. Способствующим, в том числе, массовому распространению браконьерства, нецелевому использованию территорий охотничьих баз и прочим действиям, превращающим благородное искусство охоты в способ личной наживы и разворовывание государственных ресурсов.

Учитывая вышесказанное, государство запланировало ряд мер, основными среди которых является отслеживание поголовья зверя из космоса, ликвидацию чёрного рынка пушнины, уничтожение подпольных «лесных» притонов, ресторанов и отелей, оказание поддержки легальным охотникам (с одновременным ужесточением отношения к нелегальным), введение – по западному образцу – номерных бирок для и многое другое.

Отдельной строкой следует упомянуть направление сил и средств на организацию массового вольерного и полувольерного разведения животных.

Ожидаемая реакция

На множество нововведений Департамент ожидает волну критики и негативной реакции – но отнюдь не конструктивной, а связанной с незаинтересованностью многих влиятельных лиц и структур в такого рода изменениях. Причина этого очевидна – потеря огромных барышей и лёгких, никем, по сути, не контролируемых, способов превращение охотничьих угодий в собственные кормушки и места для «интимного отдыха» — как собственного, так и множества «дорогих гостей». Лобби у такого «псевдообщественного» либерального слоя организаций будет серьёзное – однако, при попытке выяснения их корней уже в 2014 году было неоднократно обнаружено, что на поверку ими оказывались наследники различных расформированных учреждений, межведомственных лоббистов, реструктуризированных за долги неясного происхождения и подчинения агентств и пр.

К сожалению, не встретят понимания многие планируемые новшества и в среде простых охотников – что связано с пока во многом неистребимому отношению к охоте (да и не только охоте – а и рыбной ловле, лесному собирательству и прочей добыче даров леса), как именно к браконьерству.

Сутью которого является чистое потребительство – без малейшего беспокойства о восстановлении лесных ресурсов. Будь это поголовье , птицы, рыбы или медленно возобновляемого ресурса не только фауны, но и флоры.

Прекрасно понимая и учитывая эти факторы, государство в целом и Департамент Охоты и Минприроды РФ в частности, тем не менее, будет строго придерживаться выбранного направления кардинального изменения отношения к окружающему нас лесу и его обитателям. А при общении с охотниками и владельцами (нынешними и будущими) охотхозяйств заниматься терпеливым разъяснением проводимой Стратегии и неизбежностью выбранного цивилизационного пути отношения к Природе и Охоте.

Первые изменения в охотхозяйственных соглашениях

  • в первую очередь работа будет направлена на отраслевое устойчивое развитие – включающее меры по увеличению поголовья дикого зверя и птицы, сохранению и приумножению видового разнообразия, устойчивости экосистем и упрощению доступности занятия охотой для рядовых граждан;
  • изменению подвергнется практика долгосрочных (с невозможностью внесения изменений) охотхозяйственных соглашений длительностью действия в 20-40 лет, зачастую приводившая к смассовому нарушению и изменению как качественного, так и территориального состава охотничьих угодий – вплоть до использования этих земель вообще не по прямому назначению;
  • при передаче прав и обязанностей от одного охотпользователя другому приоритетным будет выбор пользователя, настроенного увеличивать численность поголовья животных и осуществлять прочие, полезные для охотхозяйства мероприятия – в противовес нынешней тенденции использования охотничьих земель для сдачи в аренду, незаконного строительства и т.п.;
  • произойдёт значительное снижение административных барьеров для оформления получения в пользование охотничьих угодий, перезаключение договоров, пролонгации сроков и внесение изменений в соглашения.

Гармонизация охотничьего и лесного законодательства

В настоящее время арендатор охотхозяйств осуществляет самые различные (в том числе действительно необходимые) мероприятия по лесозащите – включая охрану участка, обеспечение его противопожарной безопасности, готовит проекты по освоению земли, несёт финансовые затраты – но лес при этом НЕ ИЗМЕНЯЕТ.

Всё это хорошо – но никак не способствует основному предназначению охотхозяйства: увеличению поголовья животных.

Согласно новой Стратегии обязательным будет требование создания вольеров на выделенных участках для разведения и содержания в условиях полувольного существования. При этом правила планируемых биотехнических мероприятий, не наносящих вреда лесу, а также возможности огораживания вольерных участков будут утверждаться ФОИВ.

Одним словом, охотопользователь должен будет превратиться исключительно в создателя и радетеля охотничьего поголовья – а не строителя незаконных отелей, притонов и бань, при этом ещё и не уплачивающих налогов и работающих на карман лоббирующих их существование деятелей, создающих порочный замкнутый круг работы государственной собственности на частного владельца, использующего прорехи в законодательстве.

Совершенствование порядка охотоустройства

Исчезнет и ныне существующая система обустройства охотхозяйств без единых общероссийских требований – при которой в каждом субъекте РФ мероприятия по обустройству придумываются «с потолка».

Мало того, что такие действия зачастую далеки от профессионализма и рационального использования бюджетных средств – они к тому же не являются обязательными для исполнения, и исполнителями их выступают организации, не подлежащие государственной аккредитации. В новом Порядке аккредитация единого образца станет обязательной – так же как и определённый перечень мероприятий по обустройству, обязательных для исполнения на всей территории России.

Упорядочение оборота добычи

Главным в этом направлении станет обязательная практика маркирования добытого зверя или птицы специальными номерными самофиксирующимися пломбами – без которых уже давно невозможна. Такое нововведение позволит пресечь (или, по крайней мере, существенно сократить) множество ныне существующих нарушений. В первую очередь браконьерство, процветание «чёрного рынка», отстрел нескольких животных на 1 разрешение, невыплату налогов, настрел диких животных как «разведённых» и т.д.

Без использования маркировочных пломб охота будет строго воспрещена – с достаточно серьёзными суммами штрафов за нарушение этого требования (до 5 тыс. рублей для физических лиц, до 50 тыс. рублей – для должностных и до 1 млн.рублей – для юридических).

Какие проблемы, заботы у охотничьего дела на сегодняшний день?

В настоящее время принят ряд законов, касающихся охотничьей отрасли, но не очень удачные.

Говорят, плохи охотничьи дела в связи с этими законами?

Рассматривать законы, касающиеся охотничьего хозяйства, можно с разных сторон. Большая часть граждан довольна, так как законы подразумевают без вложений стать охотником (бесплатно, если нет судимости) и потом без особой волокиты получить разрешение на покупку ружья, приобрести путевку за 400 рублей в общедоступное охотхозяйство. Меньшая часть граждан, (по своей воле) сделав то, что делает большая часть, дополнительно вступает в общество охотников, добавляя заботу по уплате членских взносов, отработке получения путевок по ценам, установленным охотопользователем.

Так это явное неравенство.

Только неравенство не в дополнительных вложениях (труда, денег), а в сознании и заботливости об охотничьих ресурсах. Большей части гражданам выгодно и спокойно быть охотником, а второй нужна канитель со всеми заботами об охотхозяйстве.

Говорят, членов общества становится меньше?

Это естественный процесс, человек ищет, где легче всё дается.

Но как остановить этот процесс?

Росохотрыболовсоюз внёс ряд предложений в правительство на укрепление охотничьей отрасли. В части уменьшения единовременной платы за долговременное охотхозяйственное соглашение, наделение егерей правом составления протоколов, право обучения охотничьему минимуму при вступлении в охотники, участие общественного союза охотников в делах по защите охотничьих и рыболовных ресурсов. В то же время охотник в праве выбирать, где ему принять участие для охоты: в хозяйстве охотопользователя или в общедоступных охотохозяйствах.

Вы рекордсмен по стажу работы в охотобществе. Как считаете, на сегодня какая форма ведения хозяйства выигрывает, а какая проигрывает?

Я бы назвал три основных формы ведения охотхозяйства:

1) Общественная форма ведения охотхозяйства;

2) Частная форма ведения охотхозяйства;

3) Государственная форма ведения (общедоступные) охотхозяйства.

Но есть ряд проблем для каждой из этих форм. Общественная форма ведения охотхозяйства сильна своей массой, но слаба экономически.

Частная форма сильна экономически, но слаба тем, что охватывает узкий круг охотников.

Государственная форма ведения охотхозяйства брошена государством на выживание и сильна только в нормативно-правовой базе.

Я в последнее время много встречался с учеными, руководителями республиканских, региональных обществ, руководителями предприятий, предпринимателями, теми людьми, которые любят охоту и болеют за ее процветание. Вывод один - необходимо соединить общества охотников (их хозяйства) с частным капиталом посредством обоюдно выгодных договоров.

Есть уже какие-то результаты по данному предложению?

До результата далеко, но первый такой договор заключен между облохотобществом и индивидуальным предпринимателем.

Секрет, с кем именно?

Секрета нет. Это ИП Аблов Н.К. Наш земляк - житель Камызякского района, успешный предприниматель, расчетливый хозяин, районный депутат, любитель охоты, рыбалки.

В чем суть договора?

Облобщество имеет лицензию и заключает охотхозяйственное соглашение на охотугодья с обладминистрацией, а ИП осуществляет единовременную плату (из расчета 10 руб. за 1 га) и обременяется договором на 49 лет ведения хозяйственной деятельности в этих охотугодиях. Облобщество и ИП обоюдно ответственны за ведение охотхозяйства. Охотник не ущемляется в охотугодьях, а ИП имеет возможность создать участок с обслуживанием егеря на особой плате. Но мне лично как-то не очень хочется, чтобы кто-то патроны продавал и т.д. на этом участке. Так что получаются услуги в хозяйстве всех уровней.

В чем выгода для предпринимателя?

У предпринимателя возрастает возможность расширения услуг охоты, рыбалки, растет статус. Правда и забот больше.

И всё же, что у нас плохо в охотничьей отрасли?

Вообще, это несовершенные законы и, если есть они, то громадные проблемы в них. К примеру, Казахстан принял закон, касающийся охоты, но определил роль общественных охоторганизаций и разрешил выдачу единого охотбилета. В Белоруссии егеря получили высокий охранный статус и господдержку. Во многих странах дан серьезный приоритет фермерам, желающим защищать охотничьи и рыболовные ресурсы. Всем давно ясно, что сама по себе охотдеятельность не приносит прибыли.

И к чему пришли?

В Оренбургской области 97% охотников выбыло из общества. Плачевная картина в Калмыкии, Дагестане. В Ставрополье почти нет охотугодий, и вообще кому на руку этот упадок, для меня и для других охотпользователей - загадка.

В Астраханской области настоящий беспорядок в вопросах передвижения и отдыха в дельте Волги, то есть, покоя охотничьим и рыболовным ресурсам нет. Правда, приняты руководством региона ряд перспективных проектов - это природный парк на севере области и ранее - распоряжения о водно-болотных угодьях, имеющих международный ранг. Последнее не работает, а парк только начал действовать. Если руководство парка и райобществ (Ахтубинское, Черноярское, Енотаевское) совместно возьмутся за заботу о сохранности охотничьих и рыболовных ресурсов, конечно, результат будет.

Как вы считаете, астраханское охотобщество не развалится, как в Оренбурге?

Нет. Хотя и в начале меня мои коллеги начальники охотхозяйств сразу не поддержали в вопросе объединения бизнеса и общества, но сейчас ранее принятые договорные условия - обоюдно выгодные и берутся за основу.

Может, есть ещё какой-то скрытый резерв для улучшения охоторыболовной деятельности и сохранности, воспроизводства охотничьих и рыболовных ресурсов?

Да, естественно есть, не просто резерв. Мощная экономическая структура. Туристическая лига, возглавляемая В.А. Поповым.

Как вы видите совместную деятельность на благо природы?

С турфирмами общество имеет взаимные связи по услугам, биотехнике, воспроизводству охотничьих ресурсов много лет. Некоторые турфирмы являются примером рачительного использования охоторыболовных ресурсов.

А конкретно?

Общество охотников заключает договоры с турфирмами на создание участков с обслуживанием егеря. На этих участках ведется усиленная охрана, аншлагируется территория. Выпускается молодняк утки, фазана. Зона покоя значительно выше, чем в других местах охотугодий. Естественно дичи много, и охота лучше.

Этот опыт надо расширять. Но некоторые начальники охотохозяйств - противники таких участков и ревностно относятся к решению о договорах с турфирмами, что, считаю, большой ошибкой.

Выходит, что вы не противник совместной работы на благо природы с турфирмами?

Я считаю, что турфирма напрямую заинтересована в улучшении такого показателя, как добычливость охотника, а она в последнее время ухудшилось.

Турфирм много, а территория одна.

Есть территориальная пропускная способность охотхозяйства (в наших природных условиях, примерно, 60 га на охотника). Фактическая - количество дичи, приходящейся к изъятию. По территории хватит и своим, и приезжим, а вот фактическая пропускная способность страдает.

Облобщество - главный охотопользователь. Не много ли у него территории?

И в чём же дело?

Нужна политическая воля нашего руководства по созданию такой команды, которая определит стратегию того, о чем мы говорим.