Слушатель должен быть потрясен ораторский принцип. Римская риторика

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с к античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человекества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.[править | править вики-текст]

Оратор обращается к народу с ораторской речью - не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.



Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме.

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.

Вы узнаете, что важнейший элемент публичного выступления – взаимодействие с аудиторией. Но как этого добиться? Как сделать свою речь живым выступлением, а не механическим озвучиванием текста?

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.

Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.

Сосредоточьтесь на ожиданиях и интересах аудитории. Следите за ее реакцией на ваши слова. Если людям стало интересно что-то, чему вы уделяете недостаточно внимания, расширьте эту часть. Если внимание начинает рассеиваться, мобилизуйте его историями, шутками или вопросами залу.

Если вы волнуетесь, будет трудновато переключиться со своих переживаний на эмоции аудитории. Но стоит вам попробовать, как вы поймете, что это, наоборот, способ, как побороть страх публичных выступлений .

Правило 2. Оратор должен сосредоточиться на отношениях.

Если вы поместили аудиторию в центр внимания, то вы уже на правильном пути. Однако это еще не все. Успешное выступление – то, которое проводится с учетом следующих пунктов:

  1. Отношение оратора к аудитории.

Чтобы сформировать правильное отношение, оратор должен вовлекать аудиторию, вызывать у нее интерес к выступлению. В этом помогут правила эффективного общения .

Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо.

Он сделал это во время выступления в спортивной школе.

  1. Отношение оратора к содержанию речи.

Нужно показывать свой энтузиазм слушателям.

  1. Отношение аудитории к содержанию речи.

Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее.

Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей.

На слайде написано: “Телефоны несовершенны. Вызов для целой индустрии”.

Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления.

Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема – это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель – чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию.

Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы.

Блок вопросов и ответов в конце речи – еще один шанс убедить аудиторию. Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой. Поэтому самое главное для оратора – не теряться.

Например, вот как Владимир Путин с юмором отвечает на неожиданные и непонятные вопросы:

А «Произнесение»

Б «Изложение»

В «Действие»

Г «Акция»

2. Вопрос: Dispositio (раздел канона)

А «Разделение»

Б «Расположение»

В «Произнесение»

Г «Рассуждение»

3. Вопрос: Eloсutio (раздел канона)

А «Красноречие»

Б «Произнесение»

В «Украшение»

Г «Написание»

4. Вопрос: Inventio –

А первый раздел риторического канона

Б сочинение

В вступление

Г заключение

5. Вопрос: Memoria

А меморандум

Б запоминание (раздел рит. канона)

В надгробная речь

Г памятная записка

6. Вопрос: Антитеза –

А спорное утверждение

Б противопоставление одного предмета другому

В сравнение

Г тезис оппонента

7. Вопрос: Аргумент –

А высказывание, служащее для обоснования тезиса

Б бесспорное доказательство

В доказательство

Г истинное мнение

8. Вопрос: Аргументация это …

А диатриба

Б демонстрация связи тезиса и аргумента

В недозволенные приёмы

Г дискуссия

9. Вопрос: В дискуссии после прений обычно…

А объявляют перерыв

Б принимают решение

В принимают проект решения

Г оглашают решение

10. Вопрос: В Риме после крушения республики исчезает … красноречие

А торжественное

Б совещательное

В судебное

Г эпидейктическое

11. Вопрос: В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика,…

А арифметика

В астрономия

Г диалектика

12. Вопрос: В споре каждая сторона преследует три цели: оправдание своих мыслей, опровержение мыслей оппонента и …

А самоутверждение

Б рассуждение

В осведомление

13. Вопрос: В споре:

А стороны ищут согласия

Б рождается истина

В выясняется истинность одного из представленных тезисов

Г происходит обмен мнениями

14. Вопрос: Важнейший тип контакта оратора с аудиторией – …

А визуальный

Б обонятельный

В осязательный

Г сердечный

15. Вопрос: Великий оратор Афин, никогда не выступавший публично

Б Исократ

В Продик с Кеоса

16. Вопрос: Во всяком рассуждении любое понятие должно оставаться тем же самым по своему смыслу – гласит закон …

А исключенного третьего



Б достаточного основания

В тождества

Г противоречия

17. Вопрос: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает делать только хорошее» – софизм, основанный на...

А синонимии

Б амфиболии

В антиномии

Г омонимии

18. Вопрос: Впечатление, повторение, …

А напоминание

Б подсказка

В ассоциация

Г записывание

19. Вопрос: Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен (тип умозаключения) -

А энтимема

Б силлогизм

В индукция

20. Вопрос: Выведение общего правила на основании многих частных случаев, обобщение –

Б редукция

В индукция

Г дедукция

21. Вопрос: Вывод на основании немногих фактов –

А ложный вывод

Б неполная дедукция

В неполная индукция

Г редукция

22. Вопрос: Вывод, сделанный на основании обобщения – …

А дедукция

В индукция

Г силлогизм

23. Вопрос: Высказывание для доказательства тезиса называется…

А антитезисом

Б аргументом

В положением

Г аргументацией

24. Вопрос: Главная сцена произведения чаще всего находится в …

А экспозиции

Б завязке

В кульминации

Г развязке

25. Вопрос: Главное для ораторского успеха –

А подобрать аргументы

Б дать представление о главной идее речи

В поддерживать контакт со слушателями

Г правильно говорить

26. Вопрос: Гомилетика – наука о …

А собирании материала

Б христианской проповеди

В борьбе с софистикой

Г о споре

27. Вопрос: Демонстрация связи тезиса с аргументом называется…

А верификацией

Б аргументацией

В экспозицией

28. Вопрос: Дискуссия заканчивается, если…

А одна из сторон признала свою неправоту

Б истекло отведенное время

В достигается соглашение

Г противоречия признаются неразрешимыми

29. Вопрос: Кому принадлежат слова: «Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет»

А Исократ

Б Цицерон

Г А.Ф. Кони

30. Вопрос: композиция судебной речи по Цицерону состояла из … частей

31. Вопрос: В гражданском и уголовном процессах различают доказательства

Б косвенные

В незначительные

32. Вопрос: Обрамление- приём, состоящий в том, что в заключении повторяется мысль, выраженная в …

А в главной части

Б в середине

В во вступлении

Г в заключении

33. Вопрос: Основатель судебной этики

А Плевако Ф.Н.

Б Цицерон М.Т.

В Киселёв Я.С.

Г Кони А.Ф.

34. Вопрос: Законы формальной логики: тождества, …, исключённого третьего

А противоречия

Б отрицания отрицания

В единства и борьбы противоположностей

Г перехода количества в качество

35. Вопрос: Зрители в споре больше всего обращают внимание на …

А тезисы спорщиков

Б аргументы спорщиков

В их внешнее поведение

Г логику рассуждения

36. Вопрос: Исократ был …

А старшим софистом

Б основателем риторической школы в Риме

В основателем риторической школы в Афинах

Г младшим софистом

37. Вопрос: Итог диспута определяется …

А всеми вместе

Б комиссией

В самими оппонентами

Г советниками

38. Вопрос: К позволительным уловкам относится

А подмена тезиса

Б переход на личности

В ложный довод

Г оттягивание возражения

39. Вопрос: Когда? Где? Кто? …? Что сделал? Зачем?

Б Как, каким образом

40. Вопрос: Кому принадлежат слова:« Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и писать»

А Ломоносов М.В.

Б Аристотель

Г Цицерон

41. Вопрос: Кульминация – …

А развязка события

Б вершина конфликта

В главная мысль

Г интересное место

42. Вопрос: Кульминация в повествовании обычно находится …

А в начале

Б в середине

В в конце

Г между серединой и концом

43. Вопрос: Логограф – наёмный …

В писатель

44. Вопрос: Лучше всего запоминаются в речи

А первые слова

Б последние слова

В главная мысль

Г кульминация

45. Вопрос: Множество аргументов в подтверждение тезиса гарантирует его…

А истинность

Б обоснованность

В неоспоримость

Г правдивость

46. Вопрос: Наёмный писатель в Древней Греции –

А сикофант

Б демагог

В логограф

47. Вопрос: « Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить», – сказал…

Б Исократ

В Протагор

48. Вопрос: « О всякой вещи можно сделать два взаимоисключающих утверждения, каждое из которых по отдельности верно», – сказал …

А Протагор

Б Аристотель

49. Вопрос: «О софистических опровержениях» – название книги …

А Сократа

Б Цицерона

В Аристотеля

Г Исократа

50. Вопрос: Основное положение речи называется …

Г замысел

51. Вопрос: Основные законы формальной логики: тождества, исключенного третьего, …

А рассуждения

Б исключенного четвертого

В противоречия

Г антиномии

52. Вопрос: Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах, …

А в необоснованности тезиса

Б в ложности аргумента

В отсутствии аргумента

Г в рассуждении

53. Вопрос: Отступление в речи служит для …

А отдыха оратора

Б того, чтобы поговорить на другую тему

В того, чтобы оправдать свою позицию

Г признать свою ошибку

54. Вопрос: Охватывать спор –

А уметь быстро его завершать

Б уметь опровергать доводы оппонента

В уметь захватывать инициативу

Г всё время видеть картину спора

55. Вопрос: Оценка – процесс …

А похвалы

Б осуждения

В награждения

Г сравнения с эталоном

56. Вопрос: Перевёрнутая пирамида - вид композиции, где материал располагается по …

А степени убывания важности

Б степени нарастания важности

В хронологии

Г размеру

57. Вопрос: Передача эмоций оратора слушателям основана на явлении, именуемом в психологии

А симпатией

Б эмпатией

В психопатией

Г антипатией

58. Вопрос: Переход от общего к частному, выведение новой мысли логическим путём из предшествующих:

А верификация

Б индукция

В дедукция

Г апробация

59. Вопрос: Подмена тезиса в споре – это:

Г завершение

60. Вопрос: Показания свидетелей (по Аристотелю) относятся к … источникам

А внутренним

Б апробированным

В надёжным

Г внешним

61. Вопрос: Полемика …

А может быть дружеской

Б это корректный спор

В не может быть дружеской

Г является обязательной частью дискуссии

62. Вопрос: Последовательность описываемых событий –

А изложение

Б описание

В повествование

Г развитие действия

63. Вопрос: Потеря тезиса – …

В этап спора

Г завершение спора

64. Вопрос: Прообразом практического образования считается…

А Академия Платона

Б школа Исократа

В Лицей Аристотеля

Г средневековые университеты

65. Вопрос: Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется…

А эристикой

Б аргументированием

В софизмом

Г отступлением от тезиса

66. Вопрос: Председатель – обязательная фигура в …

А диспуте

В дискуссии

Г полемике

67. Вопрос: Противопоставление предметов речи друг другу –

А антиномия

Б антитеза

В Антифонт

Г амфиболия

68. Вопрос: Расположение (dispositio) – свод правил о …

А словоупотреблении

В композиции

Г поведении оратора

69. Вопрос: Регламент – это:

А время для выступления

Б ограничения в процедурах

В управление собранием

Г правила проведения собрания

70. Вопрос: Речи Цицерона против Марка Антония назывались

А филиппики

Б антимонии

В инвективы

Г панегирики

71. Вопрос: Риторика – наука о …речи

Б письменной

В грамотной

72. Вопрос: Риторика – умение находить убеждения о каждом данном предмете, – сказал …

Б Аристотель

Г Ломоносов

73. Вопрос: Риторический вопрос …

А не требует ответа

Б это вопрос к аудитории

В лёгкий вопрос

Г отвлекает оппонента

74. Вопрос: Самое важное в публичном споре – …

А иметь убедительные доказательства

Б уметь вскрывать противоречия в словах оппонента

В хранить спокойствие

Г правильно рассуждать

75. Вопрос: Самой короткой частью повествования должна быть…

А завязка

Б кульминация

В развитие действия

Г экспозиция

76. Вопрос: Свод правил о композиции текста называется…

А оратория

Б поэтика

В расположение

Г украшение

77. Вопрос: Серьёзные утверждения оппонента он встречал шуткой, а шутливые рассматривал серьёзно – уловка …

А Сократа

Б Протагора

78. Вопрос: Сколько главных вопросов должно быть в интервью?

79. Вопрос: Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

А правилами литературного языка

Б предметом речи

В уровнем аудитории

Г целью речи

80 . Вопрос: Слова или их сочетания, используемые в переносном смысле –

А двусмысленности

81. Вопрос: Слушатель должен быть потрясён, – ораторский принцип

А Демосфена

В Исократа

Г Цицерона

82. Вопрос: Соглашение является целевой функцией …

Б полемики

В дискуссии

Г диспута

83. Вопрос: Софизм – это:

А мудрость

Б учение о мудрости

В то же, что и софистика

Г сознательное нарушение правил доказательства

84. Вопрос: Спор следует начинать с…

А выявления пункта противоречия

Б тезиса и антитезиса

В уяснения терминологии

Г выявления аргументов

85. Вопрос: Стили руководства дискуссией бывают: авторитарный, …, либеральный

А технократический

Б демократический

В административный

Г командный

86. Вопрос: Стиль бывает …, средний, высокий

Б простой

В бесформенный

87. Вопрос: Тезис – …

А мысль, требующая опровержения

Б вид письменного текста

В основное положение речи

Гначало речи

88. Вопрос: Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

А закон достаточного основания"

Б тождества

В исключённого третьего

Г достаточного основания

89. Вопрос: Три источника красноречия: дарование, …, практика

Б обучение

В упражнение

Г подражание образцам

90. Вопрос: Украшение – свод правил о …

А словоупотреблении

Б техническом оформлении текста

В о композиции

Г достойном поведении оратора

91. Вопрос: Уловка – это …

А запрещённый приём в споре

Б приём, облегчающий спорщику достижение собственных целей и затрудняющий

В нарушение регламента

92. Вопрос: Умозаключения, в которых новая мысль выводится из некоторых посылок чисто логическим путём –

А дедукция

Б индукция

В силлогизм

Г наведение

93. Вопрос: Употребление пословицы в речи оратора, скорее всего, является

А апелляцией к здравому смыслу

Б украшением речи

94. Вопрос: Успех оратора зависит, прежде всего, от …

А реквизита

В контакта

Г внешности

95. Вопрос: Участники дискуссии имеют целью достижение …

А соглашения

Б выявления разногласий

96. Вопрос: Филиппика –

А речи Демосфена в честь царя Филиппа

Б всякая хвалебная речь

В обличительная речь

Г церковная проповедь

97. Вопрос: « Человек есть мера всех вещей», сказал:

В апостол Павел

Г Протагор

98. Вопрос: Экспозиция, как правило, это – …часть драматического произведения

Г четвёртая

99. Вопрос: Эпидейктическая речь –

А учебная речь

Б оправдательная речь

В хвалебная речь

Г заключительная речь

100. Вопрос: Эпидейктическое красноречие в Риме расцветает в эпоху

А республики

Б империи

В гражданских войн

Г демократии

101. Вопрос: Эристика – наука о …

А красноречии

Б законах рассуждения

В способах ведения спора

Г научном открытии

102. Вопрос: Первые теоретики судебного красноречия

А Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах

Б Аристотель, Демокрит

В Цицерон, М.Антоний

Г Демосфен, Сократ

103. Вопрос: Нормой судебной речи в дореволюционной Росси был её –

А красивый, образный язык

Б язык штампов

В язык клише

Г язык судебных терминов

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

Скилеф

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов , чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение .

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет .

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать .

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль .

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма .

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно .

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять .

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме .

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят .

Принципы - это векторы, задающие общее направление (я не стал раскрывать их подробно, дабы не раздувать статью в 10 раз). Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы находитесь, на митинге или на совещании.

Принципы ораторского искусства

? Забудьте о себе, займитесь делом

Это принцип уверенности. Неуверенного оратора тревожит мысль о том, что о нем подумают слушатели. Волнение отвлекает его внимание, он начинает сбиваться и путаться в мыслях. Но Вы вполне можете быть перед слушателями таким же раскрепощенным, как у себя дома.

Увлекайтесь выступлением, и у вас не останется сил на волнение.

? Оратор – хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто в чем-то провинились или не выучили урок: вздрагивают от каждой реплики слушателей, пространно отвечают на любой вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, которую он должен вести за собой, а не идти у нее на поводу. Но это не значит, что при этом нужно непременно прибегать к диктаторскому стилю. Предупредительное отношение к слушателям решительно не мешает оратору заниматься своим делом. Он должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы. Слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.

? Если Вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется Вами

Есть такой тип ораторов – «нудисты», которые вместо выступления бубнят себе что-то под нос. Кажется, что они задались целью утомить аудиторию и испытать ее терпение. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может, Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас в покое?» Злые – бьют, поэтому «нудист» должен быть проворным, уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать. Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась.

Аудиторию нужно увлекать.

? Принцип спектакля

Люди любят зрелища и сильные ощущения и готовы за них платить. Поэтому аудитория в глубине души ожидает интересного шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает аудиторию, оправдывая ее ожидания, а вялая речь вызывает у слушателей ощущение напрасно потраченного времени. Превратите выступление в интересный спектакль.

? Хотите быть интересным – будьте заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Равнодушная речь, произнесенная безучастным тоном, вряд ли окажется яркой и запоминающейся. Поэтому старайтесь, чтобы Ваша речь была интересной и впечатлила слушателей. Добавьте в речь энтузиазма.

? Принцип разнообразия

Мы слышим гром точно так же, как и прерванную тишину, воспринимая не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Поэтому, чем больше в речи контрастов, тем больше она привлекает внимание слушателей. Контрасты должны присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция должна быть всегда четкой): она должна быть то яркой, то умеренной, с различными эмоциональными оттенками, произноситься то громче, то тише, быстрее и медленнее, тон голоса – выше и ниже. Полезно использовать паузы различной длины и т. п. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, красивую мелодию, в которой благозвучно переливаются все краски и тона. Такая речь привлекает, ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

? Ответственность за непонимание целиком лежит на ораторе

Если слушатель не понимает, о чем говорит оратор, в этом виноват только говорящий. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или: «Какие же вы бестолковые!», то он, мягко говоря, неправ в своей попытке переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы Вас всегда понимали.

? Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время – деньги. На самом деле время больше, чем деньги, – это вся наша жизнь. Считается, что деньги воровать нельзя. А отнимать у человека его время, отвлекая или заставляя ждать, можно? Утомлять слушателей нудным выступлением – значит воровать у них часть жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем этого захотят слушатели.

Принципы – это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы риторики к месту, правильно их дозировать в зависимости от поставленной цели выступления.

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

«Сделай сам» как форма искусства Когда мы описываем романтическую любовь как обла­дающую преувеличением, нетерпением, своенравным не­вежеством, отказом от реальности, уступкой желаниям, стра­даниями и даже смертью, мы описываем тип душевной бо­лезни, если не подлинное

Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий Моисеевич

Глава 19. Психоанализ искусства Феномен остроумияПсихоаналитическое понимание искусства нашло отражение во многих работах Фрейда. Среди них можно отметить такие, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1906), «Бред и сны в

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Краткая история ораторского искусства Хотя основной целью этой книги было ознакомить вас с практическими советами по обучению публичным выступлениям, я думаю, что нужно рассказать кое-что и об истории ораторского искусства, потому что мы учимся на примере ораторов

Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

О важнейших нюансах искусства ЖИЗНЬ И РЕАЛЬНОСТЬ. Один руководитель как-то сказал: «Технология - это хорошо. Но в жизни все всегда идет не по схеме. И я знаю, что завтра на переговорах мой диалог с партнером будет строиться иначе». Через несколько дней этот бизнесмен

Из книги Сборник научных и публицистических статей автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Постмодернистская психология или принципы и алгоритмы искусства в искусстве В настоящее время современная психология пришла к такому рубежу, когда уже становятся предсказуемыми многие психологические процессы. Мы научились описывать и прогнозировать многие

Из книги ЭСТЕТИКА автора Липпс Теодор

VII. Отдельные искусства Выше мы уже наметили переход к отдельным искусствам или родам искусства; прибавим к этому кое-что. Всякое искусство стремится в конце концов к одному, а именно: всякое искусство стремится создать жизненный образ, в котором мы могли бы

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

1. Сущность искусства ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. Философские предпосылки арт-терапевтической методологииВ чем же заключается сущность искусства, генезис форм его художественного

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Основы ментального искусства В этой книге я поделюсь с вами основами, которые вам необходимо будет освоить, если вы хотите стать менталистом. Это не значит, что через пару дней вы сможете повторить мое шоу в Лас-Вегасе. Для того чтобы научиться всему, что умею я, вам

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Сверхзадача Искусства Трудно отрицать пользу искусства, какая-нибудь простенькая щемящая, берущая за душу мелодия может запросто перечеркнуть все твои аргументы. Какой-нибудь сиротливый пейзаж навеет воспоминания, которые отобьют всякую охоту кого-то осуждать. Тем не Сартр Жан-Поль

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Виртуальная реальность: как это начиналось автора Мельников Лев

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В течение нескольких лет я ходил на курсы каратэ, поскольку мне этот спорт весьма нравился. Бессмысленное накачивание мускулов меня мало привлекало. Мне всегда больше нравились игровые виды спорта, где одновременно развивается интуиция, реакция,

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

«Рука искусства» Однажды и на меня было рявкнуто – по такому же поводу – и не тише, чем на Тоню.…Снова Большая Дорога, снова зима, снова возвращаемся мы с ним откуда-то вдвоем. Мороз ненастоящий, градусов пять, не более. Сеется мелкий снежок… Мы вынуждены отступить в