Политический и социально-экономический строй. Общественный строй Древнерусского государства Социально политическая структура древнерусского государства

Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я. Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.

Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах -- во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.

Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя -- братья, сыновья, племянники -- образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы -- полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) -- в городах и волостелям -- в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения -- так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -- кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину -- «мыть» -- взимали мытники, денежный штраф за убийство -- «виру» -- вирники, пошлину за продажу лошадей -- «пятно» -- пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов -- князей и бояр. В их статусе -- крупных вотчинников -- соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления -- княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками -- князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель -- уделов -- в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.

Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей -- тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X -- начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, -- степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).

Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я. Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М.Б. Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л. Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.


В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Социально-экономические отношения в древней Руси В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм, но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.

Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [или 991 году[).

последствия:
1 христианство утверждало идею равенства людей перед богом,что способствовало смягчению жестких нравов бывших язычников
2 укрепление гос власти и территориальное единство киевской Руси
3 укрепление международного авторитета,сближение с христианскими гос-ми,в частности с Византией
3 проникновение в Русскую культуру византийсой и античной культур

§ Несмотря на кажущееся единство Киевской Руси, отдельные ее территории пользовались большой самостоятельностью. Центром этих земель были города. Каждый город был хорошо укрепленной крепостью и становился замком для жителей всей округи.

§ Города обносились деревянными стенами и башнями, которые возводились на высоком земляном валу. Перед крепостными стенами вырывали глубокий ров. Внутри располагались каменные соборы, хоромы, улицы мостились деревянным настилом.

§ В городах возникали рынки. Здесь торговали крестьяне окрестных сел,иностранные купцы. Среди товаров: оружие, пряности, ткани, украшения. Большую часть жителей города составляли ремесленники.

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к , так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли , на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - , составленная во времена княжения на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и (1113-1125).

Введение……………………………………………………………………………..3

    Становление древнерусского государства………………………………….5

    1. Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства……………………………………………………………..5

      Возникновение и развитие древнерусского права………………….10

    Развитие древнерусского государства……………………………………...15

    1. Социальные и социально-экономические отношения……………...15

      Внутренняя и внешняя политика…………………………………….19

    Государственный и политический строй древнерусского государства….24

Заключение………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы…………………………………………..32

Введение.

Завоевание и подчинение славянских, а также соседних с ними племён новому политическому центру, которым стал Киев, было отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Так складывалась его территория. Наиболее ранние летописи начинали свое изложение, видимо, с изложения Кия – основателя Киевского княжества и города Киева. Легенда о возникновении Киева (о его построении Кием, Щеком, Хоривом) возникла до 9 века, так как она оказалась записанной в армянской хронике уже в 8 в. Другие летописцы началом государственности на Руси считали «призвание варягов» во второй половине 8 века.

Появление государственных учреждений в Киевской Руси было неразрывно связано с возникновением и укреплением княжеской власти. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Многие историки приравнивают политический строй древнерусского государства к монархии, но с другой стороны «антимонархисты» сводят свой аргумент к тому, что власть великого князя киевского никогда не была полной; ее ограничивали либо совет бояр, либо народное собрание либо другие князья – члены княжеской династии.

Целью данной курсовой работы исследование политического строя древнерусского государства.

Исходя из поставлено цели, нами определены ряд задач :

    Изучить предпосылки и причины возникновения древнерусского государства;

    Проанализировать возникновение и развитие древнерусского права;

    Выявить социальные и социально-экономические отношения, развивающиеся в древнерусском государстве;

    Проанализировать внутреннюю и внешнюю политику древнерусского государства;

    Определить государственный и политический строй древнерусского государства.

В данной курсовой работе были использованы учебники и Учебные пособия Быстренко, В.И., Андреева, И.А., Данилевского И.Н., Исаева И.А., Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Маркова А.Н. Смирнова А.Н., Титова Ю.П. «Основы государства и права», «История государственного управления и самоуправления в России», «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.)», «История государства и права России», «История Государства Российского», «Курс русской истории», «История государственного управления в России», «Русь X – XVII в.», «Древние славяне», «История государства и права России», которые способствовали изучению и анализу древнерусского государства, его становлению и развитию политического строя.

Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специализированной литературы по выбранной тематики; анализ политического строя древнерусского государства.

    Становление древнерусского государства.

    1. Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Дело в том, что в нашем распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.

Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в XVIII в. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства.

Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица - город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.

Так же Древнерусское государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д.

Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется имущественное неравенство. На образование Древнерусского государства существует много причин, вот основные из них:

    Общественное разделение труда . Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

    Развитие экономики . Не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и сложившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Значение экономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство (или распределение произведенного) основой общественной жизни. Соотношение между экономикой и идеями, которыми руководствуются люди, между хозяйственной деятельностью и способами организации власти намного сложнее, чем это представляется марксистам. Не вдаваясь в подробности давнего спора «материалистов», выдвигающих на первый план экономические потребности людей, и «идеалистов», считающих идеи основным фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческого сознания. Частная собственность не могла возникнуть, пока человек не осознал свою отдаленность от рода, но на дальнейшее развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали практические, материальные результаты раздробления общей родовой собственности. Экономические факторы влияли на становление государства, но это влияние не было, ни прямым, ни определяющим. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были, не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.

    Заинтересованность общества в появлении государства . Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веков должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически.

Отсюда получается, что созданная Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств, средневековья IX-XII вв. В отличие от Восточных и Западных стран, у нее процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.

      Возникновение и развитие древнерусского права.

Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X веке известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти - «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения властей, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиненных князю феодалов в положение служилых людей. Крупные феодалы - землевладельцы пользовались большой автономией.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысячниками, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). Существовал Совет, состоящий из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.

В период раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняли народные собрания - вече. История не сохранила подробных сведений о законодательном процессе. Но очевидно, что в силу монархической природы государства, он не мог иметь иную форму, нежели форму актов великокняжеской власти. В Киевском государстве вече не могла претендовать на роль независимой законодательной власти. Чего нельзя сказать о Новгороде, который не испытал в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе и унаследованного от догосударственного периода развития - новгородского вече. Среди историков нет единства в оценке полномочий вече. Многие считают его законодательным органом, который мог принимать решения именем Великого Новгорода.

Участниками вече принимались решения, которые сами же выполняли на местах с помощью местного самоуправления. Местное самоуправление выступало в качестве опоры центральной власти на местах, поэтому центральная власть поддерживала и укрепляла его во всех отношениях. Взаимодействие с центральной властью состояло и в том, что в состав общегородского вече обязательно входили представители частей старшего города, улиц, общин, пригородов. Структура и содержание местного самоуправления оставались прежними - общинным, т.к. русская земля продолжала еще состоять из крупных и мелких общин, находившихся в более или мене тесной связи друг с другом. Городами тогда назывались те главные крупные общины, к которым примыкали мелкие общины. Они делились на старшие города и пригороды. Города имели внутреннее административно-территориальное деление.

О. Ключевский писал: «Новгородское и псковское общество мозаически сложено было из местных мелких миров, которые входили в состав более крупных, а из последних составлялись еще более крупные союзы. Каждый из них пользовался известной долей самоуправления, имел свою администрацию, своего старосту. Так, Новгород независимо от административно-топографического деления на концы, сотни, улицы, слободы, посады, делился еще на социальные слои, представлявшие подобие сословий». Из этого следует, местное самоуправление носило не единообразный характер даже на территории одного города. Наряду с территориальным и производственным факторами присутствовал еще и сословный. Территориальной основой местного общинного самоуправления являлись младшие города, пригороды, селения, волости, погосты.

Органы местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община - вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Сельские общины Руси делились на села и починки, а несколько сел и починков, составляли новые центры, подчиненные городам, и назывались волостями.

Местное самоуправление осуществлялось выборными должностными лицами, которых избирало соответствующее вече (старосты общин, старосты улиц, сельские, волостные старосты и т.д.). Старосты выполняли распорядительно-исполнительную функцию, решали вопросы благоустройства, обеспечения порядка, разбора споров между гражданами, выполняли повинности, выставляли при необходимости свое ополчение и т.д.

Что касается судебной власти, то естественно, она не могла существовать в те времена как независимая власть. Пространная редакция Русской правды упоминает о княжеском суде. После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси церковь получила право на осуществление суда в делах о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы. Некоторые историки считают, что все уголовные и гражданские дела решались без участия государства заинтересованными лицами и общиной.

Таким образом, в этническом плане - сегодня это уже достаточно ясно - население Древней Руси нельзя представить в виде «единой древнерусской народности». Жители Древней Руси достаточно четко делились на несколько этнических групп - с разной внешностью, языком, материальной и духовной культурой. При всей кажущейся близости они различались системами метрологии и словообразования, диалектными особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами.

    Развитие древнерусского государства.

    1. Социальные и социально-экономические отношения.

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители. Другие - считают, что смерды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется предпочтительной.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и «невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие». Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора - слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.



Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Князья Руси в хронологическом порядке

· Князь Рюрик

· Князь Олег (Вещий)

· Князь Игорь

· Княгиня Святая Ольга

· Святослав Игоревич

· Ярополк Святославович

· Владимир Святославович

· Святополк Владимирович

· Ярослав Владимирович (Мудрый)

· Изяслав Ярославович Первый

· Святополк

· Владимир Мономах

· Мстислав и Распад Киевской Руси

В начале ответа в назывном порядке с обязательной опорой на карту указываются важнейшие направления внешней политики Киевской Руси:

1. Южное - отношения с Византией.

2. Восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью).

3. Западное - отношения со странами Западной Европы.

После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания каждого из направлений.

Выводы

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

На что следует обратить внимание при ответе:

  • Точность в датах и именах. Умение показать любой названный пункт на карте.
  • Не следует увлекаться подробностями боевых действий, следует уделить первостепенное внимание целям и результатам внешней политики Руси. Важно сравнить договоры с Византией Олега и Игоря.
  • Говоря о Святославе, следует кратко и ярко охарактеризовать князя - воина, обратить внимание на завоевательный характер его походов, показать, как война в союзе с Византией превратилась в войну против Византии.

Крещение Руси

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян - язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

Объединение Руси

Объединение Руси – это процесс политического объединения разрозненных русских земель в единое государство.

Биография Дмитрия Донского

Дмитрий I Иванович Донской (1350 – 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.

Ранние годы

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря.

Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.

Борьба за княжение

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.

Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.

Великие победы

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.

Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.

Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.

Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

Смерть и наследие

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.

Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)

Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

Взаимоотношения Руси, Орды и Литвы в XIV в. 1. Точки зрения современников на ордынское иго 2. Великая замятня в Золотой Орде 3. Великое княжество Литовское и Русь Точки зрения современников на ордынское иго Основная тяжесть от ига лежала на плечах простого народа, поэтому естественно, что «снизу» стремление к независимости было очень сильным. Периодически вспыхивали восстания, но в основном, они были спонтанными и стихийными, хотя последствия были порой весьма серьезными. Пример 1 Вспомним, к примеру, Тверское восстание 1327 года, в ходе которого было перебито ордынское войско во главе с двоюродным братом хана Чолханом. После этого восстания Орда вместе с Иваном Калитой разорила Тверские земли. Здесь мы подходим к другому ракурсу взгляда на иго. Князья, в отличие от простого народа, осознавали масштабы военной мощи Золотой Орды. Кроме того, пример карательного похода на Тверь, как и в целом, деятельность московских князей показывают, что местные интересы были сильнее центростремительных сил. При этом необходимость рано или поздно сбросить иноземное владычество также осознавалась князьями. В данном вопросе любопытно положение христианской церкви на Руси. Монголо-татары до принятия ислама были язычниками. И после перемены религии для них оставалась характерной веротерпимость. Церковь ничего не платила Орде, гарантировалось свободное исповедание христианства на Руси. При этом на богослужениях необходимо было произносить молитвы за здравие хана, но также очень силен был культ мучеников-князей, погибших в Орде. Великая замятня в Золотой Орде К середине XIV века в Золотой Орде начались усобицы. Проблемы вспыхнули после смерти хана Узбека в 1341 году. Жестоко расправившись с другими претендентами, в основном своими братьями, к власти пришел Джанибек. Учитывая способ захвата власти, у него было множество врагов. В самом деле, Джанибек был убит собственным сыном в 1357 году. Так началась «Великая замятня», продолжавшаяся до 1380 года, за это время сменилось 25 ханов. В условиях развернувшейся смуты в Орде давление на Русь ослабло. В связи с этим некоторые источники называют Джанибека добрым ханом, хотя по-настоящему к хорошим отношениям с Русью стремился не он, а его жена Тайдула, потому что ее болезни лечил будущий митрополит Алексий. Великое княжество Литовское и Русь В XIV веке в истории Руси большое значение приобрело Великое княжество Литовское. Замечание 1 Особенностью этого государства являлся его этнический состав – его наполовину населяли русские и православные люди. Представители русских и литовских княжеских родов часто заключали браки и становились, таким образом, родственниками. В истории Руси активно проявили себя сыновья князя Гедимина Ольгерд и Кейстут, а также сын Кейстута Витовт. Князь Ольгерд предъявлял претензии на правление русскими землями, хотя в целом к Руси тяготел менее отца. Любопытно, что Ольгерд оставался язычником, хотя в самой Литве преобладало православие. Расширение территории Великого Литовского княжества происходило за счет земель Древней Руси – заняты были земли до Днепра, а также Смоленск и Верховские княжества. Кейстут был соправителем Ольгерда и больше внимания обращал на защиту Литвы от крестоносцев. После смерти Ольгерда его сын Ягайло выступил на стороне Мамая в походе на Москву, однако в Куликовской битве не участвовал. Кейстут сверг племянника, поскольку состоял в союзе с Москвой против Орды. Но в 1382 году Ягайло восстановил свою власть, а Кейстут попал в плен, где и был задушен. Сын Кейстута Витовт еще при жизни получил прозвище Великий. Его дочь София стала женой князя Василия I. Именно при Витовте был захвачен Смоленск, а граница Литвы дошла до Черного моря. Отношения с Русью были неоднозначными, поскольку Витовт три раза вторгался в границы Московского княжества и вообще всячески встревал в дела Руси. Замечание 2 Стоит отметить, что именно на попечение Витовта в завещании оставил жену и сына князь Василий I. До смерти Витовта великое княжение Василия II опасались оспаривать его противники во главе с дядей Юрием Дмитриевичем. Таким образом, в отличие от Орды в течение XIV века Великое княжество Литовское и Северо-Восточная Русь сильно возвысились.

Укреп централь власти при иване 3 и вас 3
В последней четверти XV - первой трети XVI в. были сделаны крупные шаги по. централизации, по внутренней перестройке государства от феодальной раздробленности к централизованному государству. Деятельность Ивана III в этом направлении была успешной.

Изменился характер отношений великого князя с другими феодалами, из «первого среди равных» он превратился в «государя». Феодальное право «отъезда» крупных феодалов было отменено. «Отъезд» к другому государю теперь приравнивался к государственной измене. Из вассалов великого князя, имевших определенные феодальные привилегии, удельные князья и бояре превратились в подданных. Опираясь на большое войско из дворян и «детей боярских», «Иван III повел решительное наступление на права феодальной знати, за претил им принимать на свои земли военных слуг великого князя, требовал беспрекословного повиновения. Даже своего младшего брата Андрея великий князь приказал заточить в тюрьму, когда тот отказался прислать войско. Непокорных бояр Иван III казнил или подвергал «опале».

Иван III старался возвеличить великокняжескую власть, подчеркнуть ее принципиальное отличие от власти прежних князей. Он называл себя «божией милостью государем всея Руси», а в некоторых дипломатических документах - даже «всея Руси императором». При Иване III были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», которая ста да символом самодержавия, драгоценные оплечья-бармы и скипетр; государственным гербом стал двуглавый византийский орел. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима», смысл которой заключался в признании великого князя наследником римских и византийских императоров. Монах Филофей писал: «Блюди и внемли, яко два Рима падоша, и третий (Москва) стоит, а четвертому не быти!» Не без дальнего политического прицела Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, ввел пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Великий князь гордо и независимо держался с самыми могучими государями Европы. Когда германский император предложил ему титул короля, Иван III ответил: «Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога, как наши прародители. Поставления как прежде мы не хотели ни от кого, так и теперь не желаем!» Послы римского папы, венгерского короля, молдавского господаря, персидского шаха искали дружбы с могущественным «государем всея Руси».

При Иване, III началось формирование центральных органов власти - приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVIв. в Российском государстве насчитывалось до десяти приказов, часть из которых выросла из старого дворцового управления. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними сношениями, разрядный - военными делами и т. д.

Важную роль в централизации страны сыграл общерусский Судебник 1497 г., который устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности, важнейшие дела передавались великокняжескому суду, по остальным бояре должны были судить вместе с шорными из местных дворян «судными мужами» и дьяками. Одной из главных задач Судебника было упрочение власти феодалов над крестьянами. Выступления против феодального строя («татьба», «разбои») карались смертной казнью. Судебник положил начало Юридическому оформлению крепостного права в массах всей страны, установив единый ограниченный срок крестьянского перехода от одного феодала к другому. Статья 57 гласила: «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина...»

Значительные изменения произошли в организации военных сил страны. Военные отряды отдельных феодалов и «пешие рати» горожан и крестьян-ополченцев объединялись в полки, воеводы которых назначались великим князем; назначения воевод заносились в «раз рядные книги». Основу войска составляли «государевы служилые люди», дворяне и «дети боярские», получавшие за службу землю в условное держание. Они «испомещались» на дворцовых и черных землях, их число быстро увеличивалось. Дворянская поместная конница несла постоянную службу по охране границ. В полном распоряжении великого князя были также полки «служилых царевичей», татарских феодалов, переходивших на службу к Ивану III. В случае военной опасности набиралась «посошная рать» из крестьян. Русское войско имело на вооружении огнестрельное оружие: пушки, пищали и «ручницы». Великий князь считался верховным командующим всеми вооруженными силами страны.

Однако, несмотря на крупные шаги по пути централизации, в стране сохранялись пережитки феодальной раздробленности. Бывшие удельные князья, влившиеся в состав московского боярства, сохраняли свое привилегированное положение и в системе единого государства. При великом князе постоянно действовал совет крупных феодалов - Боярская дума, с которой великий князь обсуждал важнейшие вопросы. Сложилась система местничества, по которой главные посты в государстве и войске замещались феодальной аристократией. На местах власть находилась в руках наместников и волостелей, которые назначались из знатных бояр, часто потомков удельных князей. Они сами собирали налоги на свое содержание («корм»). Бояре-кормленщики мало зависели от центральной власти. Феодальная автономия отдельных уделов сохранялась и в рамках единого государства. Политическое влияние крупных феодалов основывалось на их экономической мощи: в руках «княжат» и бояр-вотчинников оставалась большая часть земель и крестьянских дворов.

Политику централизации продолжил великий князь Василий III. Он ограничивал феодальные привилегии княжеско-боярской аристократии, выдвигал на государственные должности людей незнатного происхождения, из дворян и «детей боярских». Постоянной заботой великого князя было расширение поместного землевладения. Усиление дворянства способствовало укреплению центральной власти. Однако земель для раздачи дворянам-помещикам было мало. Удобные для обработки и населенные земли были давно уже захвачены боярами и монастырями. Перед Василием III остро встал вопрос о перераспределении земельного фонда. Видимо, с этим связана поддержка, которую великий князь оказал «нестяжателям» (противникам церковного землевладения). Нил Сорский и другие «заволжские старцы» призывали к аскетическому образу жизни, к отказу церкви от богатств и земельных владений. Противниками «нестяжателей» были «осифляне» (по имени игумена Иосифа Волоцкого, сторонника сильной и богатой церкви). В конечном итоге Василий III встал на сторону «осифлян» - сильная церковь была опорой великокняжеской власти. Церковный собор 1533 г. осудил Нила Сорского и его сторонников.

Василий III значительно ограничил права владетелей последних «уделов», запретил им чеканить собственную монету, но окончательно ликвидировать уделы не решился. Им была введена централизованная система государственных налогов, которые были распространены и на боярские вотчины. Однако крупные феодалы часто получали от великого князя «тарханные грамоты», освобождавшие их владения от «тягла». В результате экономические и политические позиции крупных феодалов остались достаточно сильными. Великокняжеской власти предстояло вести длительную и сложную борьбу за внутреннюю централизацию страны. Весь XVI век за полнен ожесточенными столкновениями между велико княжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. Особенной остроты достигла эта борьба при Иване IV Васильевиче (1533 - 1584).

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.