Опросник межличностных отношений (ОМО). Опросник межличностных отношений описание методики Характеристика основных межличностных потребностей и типов межличностного поведения

Приложение 5

Опросник межличностных отношений (ОМО),

разработана А.А. Рукавишниковым

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны. Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки:

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

Стремлюсь быть вместе со всеми.

Предоставляю другим право решать о том, что необходимо сделать.

Становлюсь членом различных гpyпп.

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное воздействие на мою деятельность.

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Стремлюсь задействовать других в своих планах.

Стремлюсь быть среди людей.

Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда что-то делается совместно.

Легко подчиняюсь другим.

Стараюсь избегать одиночества.

Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться

ОТНОСИТСЯ К:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

Стремлюсь относиться к другим приятельски.

Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо

будет сделать.

Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

Стремлюсь иметь близкие отношения с другими людьми

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с остальными.

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

С другими веду себя холодно и безразлично.

Легко подчиняюсь другим.

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с окружающими меня людьми.


Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.). При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – у...

Методологические принципы и методы изучения психологии труда
Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип - это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип...

Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развит...

Опросник межличностных отношении (ОМО) является русскоязычной адаптацией

FIRO-B, опросника В. Шультца. Опросник сконструирован так, что позволяет:

а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;

б) предсказать социальные интеракции.

С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и благодаря комбинации индиви­дуальных индексов позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами.

Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направ­ления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения вданной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него

Таким образом, опросник состоит из 6 шкал и включает 54 вопроса. Обследование занимает 15 - 20 минут. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся им в специальный регистрационный бланк, а затем обрабатываются с помощью специального «ключа». Любое совпадение с «ключом» дает 1 балл.

Названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)

Включение

Выраженное поведение

Iе — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь при­надлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение

Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать учас­тие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

Контроль

Выраженное поведение

Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение

Cw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Выраженное поведение

Ае – стремлюсь быть в близких, доверительных отношениях с ос­тальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение

Аw–стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими чувствами.

Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+w) и противоречивости межличностного поведения (e-w) внутри и между отдель­ными областями межличностных потребностей, а также коэффициентысовместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.

Опросник к методике ОМО

Инструкция: опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и непра­вильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в регистрационном листе на­против порядкового номера вопроса. Будьте как можно более внимательны.

Варианты ответов:

  1. По случаю.

    Стремлюсь быть вместе со всеми.

    Предоставляю другим решать о том, что необходимо будет сделать.

    Становлюсь членом различных групп.

    Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

    Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

    Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

    Стремлюсь задействовать других в своих планах.

    Стараюсь быть среди людей.

    Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

    Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

    Легко подчиняюсь другим.

    Стараюсь избегать одиночества.

    Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться.

Варианты ответов:

Относится к:

    Большинству людей.

    Многим людям.

    Некоторым людям.

    Нескольким людям.

    Одному-двум человекам.

    Стремлюсь относиться к другим приятельски.

    Предоставляю другим решать, что необходимо будет сделать.

    Мое личное отношение к окружающим холодное и безразличное.

    Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

    Стремлюсь иметь близкие отношения с другими.

    Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

    Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

    Позволяю другим судить о том, что я делаю.

    С другими веду себя холодно и безразлично.

    Легко подчиняюсь другим.

    Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых Ваше поведение распространяется.

Варианты ответов:

Относится к:

    Большинству людей.

    Многим людям.

    Некоторым людям.

    Нескольким людям.

    Одному-двум человекам.

    Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

    Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

    В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

    Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

    Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

    Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

    Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

Варианты ответов:

  1. Случайно.

    В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

    Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

    Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

    Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

    Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

    Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

    Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

    В обществе стараюсь руководить ходом событий.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

    Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

    Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

    В обществе руковожу ходом событий.

Регистрационный лист к методике ОМО

Организация

Порядковый номер по списку

Аффект

Контроль

Включенность

Интерпретация полученных результатов

Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:

  • Низкие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя некомфортно среди людей, скорее будет демонстрировать склонность их избегать.
  • Высокие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя комфортно среди людей, будет иметь тенденцию искать их общества.
  • Низкие оценки по шкалеIw - человек демонстрирует тенденцию общаться с небольшим количеством людей.
  • Высокие оценки по шкале Iw - человек имеет сильную потребность в принадлежности к группе, стремится быть принятым людьми.
  • Низкие оценки по шкале Се - человек избегает принимать решения и брать на себя ответственность.
  • Высокие оценки по шкале Се - человек старается брать на себя ответственность, играть в коллективе ведущую роль.
  • Низкие оценки по шкале Cw - человек не принимает контроля над собой.
  • Высокие оценки по шкале Cw - человек демонстрирует потребность в зависимости, колеблется при принятии решений.
  • Низкие оценки по шкале Ае - человек очень осторожен при установлении близких, интимных отношений с людьми, избегает таких отношений.
  • Высокие оценки по шкале Ае - человек демонстрирует большую склонность устанавливать близкие, интимные отношения с людьми.
  • Низкие оценки по шкале Aw - человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми устанавливает глубокие эмоциональные отношения.
  • Высокие оценки по шкале Aw - человек испытывает большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:

  • при экстремально низких (0–1) и экстремально высоких (8–9) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям, и при этом иметь компульсивный характер*;
  • при низких (2–3) и высоких (6–7) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям;
  • при пограничных (4–5) оценках человек может демонстрировать обе описанные тенденции поведения.

Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.

Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.

Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков - постоянно перечить своим родителям.



Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:

  • работа с кадровым резервом;
  • консультирование сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры;
  • развитие лидерства;
  • разрешение (и профилактика) конфликтов;
  • формирование команд;
  • подбор персонала и др.

Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность - эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.
______________
* Компульсивность - повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.

Инструкция : Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Опросный лист ОМО

Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________

Возраст ________ Дата обследования______________________________________

Дополнительные сведения _________________________________________________________

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь членом различных групп.
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди людей.
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь другим.
15. Стараюсь избегать одиночества.
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.

Относиться к:

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
25. С другими веду себя холодно и безразлично.
26. Легко подчиняюсь другим.
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

Относиться к:

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
54. В обществе руковожу ходом событий.

Опросник межличностных отношений

(FIRO - b – Опросник интерперсональной ориентации)

1. Й. Кожены (Опросник для измерения интерперсональной ориентации взрослых);

2. А. А. Руковишников (Опросник межличностных отношений).

Литература:

    Schutz W. C. FIRO Awareness Scale Manual. Consulting Psychologogists., Inc., 1978.

    Gluck A. Psychometric Properties of FIRO-b. Consulting Psychologogists., Inc., 1983.

    Руковишников А. А. Опросник межличностных отношений. – НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1992. – 47 с.

    Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 167 – 172.

FIRO-b является сокращенным названием для оригинальной авторской методики «Fundamental Interpersonal Relations Orientation (behaviour)» («Основная ориентация интерперсональных отношений /поведения/»). В основе методики, разработанной в 50-х гг. ХХ века, лежит трехфакторная теория интерперсонального поведения Вильяма С. Шутца. и исходит из его предложения о том, что поведение индивида обусловлено его социальной ориентацией по отношению к другим людям (т.н. «интерперсональностью»).

Интерперсональная теория Шутца включает в себя следующие постулаты:

    Постулат интерперсональных потребностей. Для каждого человека характерны три межличностные потребности – включения, контроля и аффекта, на основе которых человек выбирает формы интерперсонального поведения.

    Постулат континуума отношений. Индивид в своих отношениях к другим людям реализует опыт межличностных отношений, полученный в детстве. Восприятие собственной позиции в межличностных отношениях влияет и на формы его межличностного поведения.

    Постулат совместимости касается эффективности диады или группы. По мысли автора, не только более совместимые группы являются и более эффективными, но и люди будут более совместимыми, когда работают в гармонии.

    Постулат развития группы. Формирование группы отличаются несколькими фазами: в плоскости взаимодействия групповое развитие начинается «включением», продолжается «контролем» и заканчивается «аффектом». В случае распада группы имеется обратное развитие – начинается «аффектом», продолжается «контролем» и заканчивается «включением».

Согласно теоретическим взглядам и гипотезам В. С. Шутца:

    интерперсональное поведение индивида является результатом его детского опыта взаимодействия с другими людьми и, прежде всего, – с семьей,

    интерперсональное поведение индивида можно объяснить на основании соотношения трех потребностей – включения, контроля и эффекта.

В зависимости от межличностных отношений, существующих между родителями и детьми, наступает или не наступает удовлетворение врожденных межличностных потребностей индивида. На основании этого можно определить три типа межличностного поведения для каждой области интерперсональных потребностей:

1) дефицитное поведение

2) эксцессивное поведение – индивид постоянно старается удовлетворить свою потребность,

3) идеальное поведение – потребности удовлетворяются,

4) патологическое поведение.

Негативный опыт из детства приводит к поведению первого, второго и четвертого типа, в то время как позитивный опыт межличностных отношений порождает третий тип поведения.

В рамках отдельных потребностей (и соответствующего им социального поведения) В. Шутц выделяет следующие типы:

Потребность включения – потребность налаживать и поддерживать хорошие отношения с другими. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:

а) социально дефицитный тип / undersokial / - это тип интровертированный, который стремится держаться на расстоянии от других людей и избегает включенности в группу. Одновременно данный тип желает, чтобы другие люди уделяли ему внимание; при этом сам зачастую этому препятствует, избегает контактов, чем теряет возможность проверить собственную поведенческую позицию.

б/ социально эксцессивный тип / oversocial / - это тип экстраверта, предпочитающего контакты с людьми; он сам социально активен и ожидает активности от других. Так же, как и социально дефицитный тип считает, что другие ему уделяют мало внимания, при этом активно его требует к себе и это демонстрирует.

в/ социально уравновешенный тип / social / - это тип с положительным детским опытом, который в общении с людьми не имеет проблем и выбирает адекватные формы взаимодействия. Чувствует, что другие люди интересуются им, и сам тоже способен интересоваться другими.

г/ патология – это результат безуспешно решенных межличностных отношений, часто проявляется в форме регрессивного поведения и психоза.

Потребность контроля – это потребность относится к аспекту власти в межличностных отношениях, это потребность создавать контролируемые и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:

а/ абдикрат /т..н. отказывающийся тип/ – это личность к тенденцией к подчинению, отказу от власти («абдикрации») и отказу от влияния в межличностном поведении. Человек данного типа поведения стремится к подчиненному положению, где не надо брать ответственность за принятие решений. Желает, чтобы люди освободили его от каких-либо обязанностей и обязательств. Подсознательно чувствует себя «невзрослым», неспособным брать на себя ответственность, считает, что другие об этом его «недостатке» знают. Это порождает чувство тревоги и враждебности. Как поведенческую стратегию выбирает пассивный протест (например, отказ от принятия решения для того, чтобы скрыть собственную неспособность к самостоятельным действиям).

б/ автократ – в поведении индивид демонстрирует доминантное поведение, старается подчинить себе других людей. Считает себя компетентным принимать решения и за себя, и за других. Предпочитает иерархическую систему отношений, в которой занимает «вершину». Боится неподчинения, поэтому ищет возможность проявить свое влияние, власть в любых ситуациях.

в/ демократ – с точки зрения интерперсонального поведения идеальный тип, который успешно решает проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Чувствует себя комфортно и в роли подчиненного, и в роли носителя власти. Верит в свои способности и чувствует, что так считают и другие, поэтому ему нет необходимости что-либо доказывать или демонстрировать в своем поведении.

г/ патология – в сфере контроля связана с психологическим отклонением в поведении: индивид отказывается соблюдать нормы взаимодействия и брать во внимание права других людей. Подобная неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.

Потребность аффекта – это потребность создания тесных эмоциональных связей с другими, зачастую проявляющаяся как потребность нравиться, быть любимым. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:

а/ эмоционально дефицитный тип / underpersonal / – индивид в своем поведении имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. Он – «поверхностно дружеский» тип, который держится от других на расстоянии и считает, что другие делают то же самое по отношению к нему. Боится, что его «нельзя любить», что он «не годен для любви», следовательно, если он завяжет с кем-нибудь близкие отношения – раскроются эти его негативные качества.

б/ эмоционально чрезмерный (эксцессивный) тип / overpersonal / – индивид старается завязывать сильные эмоциональные связи, от других ожидает радушное и доверительное к себе отношение. Пытается сблизиться со всеми. Динамика отношений тут как у предыдущего типа: они оба мотивированы сильной потребностью любви и одновременно боятся «быть нелюбимыми», отвергнутыми. В отличие от предыдущего типа эксцессивный тип старается это изменить прямыми или косвенными средствами.

в/ эмоционально уравновешенный тип / personal / – индивид на основе положительных эмоциональных отношений в детстве адекватно переживает и положительные, и негативные эмоциональные отношения с другими людьми. Способен создавать адекватные межличностные отношения. .

г/ патология – проблемы в этой сфере проявляются чаще всего у индивида в неврозах.

С помощью опросника FIRO-b можно:

    оценивать поведение человека в ситуациях межличностного взаимодействия, измерять индивидуальные интерперсональные характеристики, проявляющиеся в общении;

    предсказывать характер общения и социального взаимодействия;

    оценивать и прогнозировать межличностные отношения между конкретными людьми.

Модифицированный опросник межличностных отношений (ОМО) содержит 54 задания гуттмановского типа, которые представлены в шести шкалах. Отдельные задания оцениваются респондентами по шестибалльной системе оценок. В результате оценки результатов получаем целые числа от 0 до 9 для каждой из шести шкал, которые являются основным показателем исследуемой интерперсональной соответствующей. Из их взаимной комбинации можно получить разные индексы интерперсонального поведения, а также индексы межличностной совместимости в группе.

Процедура опроса и инструкция относительно просты, для работы с опросником и его заполнении респондентами в среднем затрачивается 15-20 минут. Возможно индивидуальное и групповое предъявление опросника Оценка осуществляется с помощью шаблона, для подсчета отдельных индексов приведены соответственные формулы.

По данным А. А. Руковишникова для отдельных шкал ОМО средний коэффициент повторяемости для шкал равен 0,926. Интеркорреляция шкал указывает на статистически значимое отношение между выражаемым и требуемым поведением личности в области включения и аффекта. Коэффициенты корреляций, хотя и сигнификативные, являются относительно низким (от –0,071 до 0,222), при этом констатируется, что тест не содержит полностью независимые шкалы.

Анализ составляющих подкрепляет предположение о том, что шкалы являются однофакторными, что весьма важно в случае гуттмановских шкал. Корреляции метода с 16 PF Кэттела (проверка текущей валидности) были статистически значимыми над 37 %, что является относительно низкой величиной. Ни в одном случаи не оказалось статистически значимой корреляции между шкалами FIRO-b и факторами N, O, QЗ опросника Кэттела. При этом отмечено, что все шкалы FIRO-b отрицательно коррелируют с фактором Q2.

Для обеспечения внешней валидности сравнивалось пять групп здоровой популяции и четыре группы психопатологические (параноики, психопаты, депрессивные больные и тревожные больные). Экспериментально велось наблюдение над группами и в ходе психотерапевтической работы, составленной на основании показателей по некоторым факторам FIRO-b (Ce и Cw) .

По данным исследователей, ОМО применим как в экспериментальной, так и прикладной психологии. Опросник широко применяется в современной психодиагностике для анализа личностной динамики, в консультациях, в семейной терапии, а также для отбора работников, при создании рабочих групп, совместно решающих определенные задачи, при анализе группового развития, при изучении социальных явлений в группе.

Инструкция. «Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отноше­ния к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом».

текст Опросника

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строки. Пожалуйста, будьте как можно внимательнее.

По случаю

Ответ

Утверждение

Стремлюсь быть вместе со всеми.

Предпочитаю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

Становлюсь членом различных групп.

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

Допускаю, что другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

Стремлюсь задействовать других в своих планах.

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

Стараюсь быть среди людей.

Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

Легко подчиняюсь другим.

Стараюсь избегать одиночества.

Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение моет распространяться.

Относится к:

Большинству людей

Многим людям

Некоторым людям

Нескольким людям

Одному-двум людям

Ответ

Утверждение

Стремлюсь относиться к другим приятельски.

Представляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.

Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

С другими веду себя холодно и безразлично.

Легко подчиняюсь другим.

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо.

Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других людей.

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

По случаю

Ответ

Утверждение

В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо.

Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

В обществе стараюсь руководить ходом событий.

Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

В обществе руковожу ходом событий.

Обработка и интерпретация результатов

Первичная обработка данных проводится при помощи ключа. В ключе для обработки шкал опросника слева приведены пункты шкал, а справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в 1 балл, при несовпадении – 0 баллов.

Шкала I e

Шкала C w

Шкала A e

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Шкала I w

Шкала C e

Шкала A w

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем.

У человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:

Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов отношения к окружающим его людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Опросный лист ОМО

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит:

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.

5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться. Относится к:

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.

21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

25. С другими веду себя холодно и безразлично.

26. Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

54. В обществе руковожу ходом событий.