Копилка знаний о фехтовании. Фехтование – спорт c холодным оружием: подробный обзор

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.

Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche , Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)



Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах (фр. épée)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира,сабля, шпага.

Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).


Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля в спортивном фехтовании

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы острием, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка


Куртка



Штаны



Маска

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Благородный, красивый, интеллектуальный, театральный, психологичный, романтичный - словом, самый лучший спорт. Дети это понимают лучше всех.

Фехтование - это один из видов единоборства, в котором используется спортивное оружие. Умение владеть оружием позволяет уравнять в силах людей разной физической подготовленности и комплекции.

В фехтовании решающим фактором в победе является способность к нестандартному мышлению и умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. В течение боя фехтовальщик мгновенно принимает множество самостоятельных решений.

Фехтование учит контролировать свои эмоции, заставляет импульсивных и вспыльчивых брать себя в руки, а застенчивых и сдержанных идти на определенный риск, на который трудно решиться в обыденной жизни.

Фехтование - творческий вид спорта, который позволяет личности свободно развиваться. В нём нет готовых рецептов. Есть только ноты, а музыку сочиняет сам спортсмен.

Высокий эмоциональный фон тренировки позволяет легко переносить физические нагрузки, тем самым развивая как специальную, так и общую работоспособность.

Вежливость, галантность, уважение к противнику - это манера поведения, которую воспитывает и поддерживает фехтование, благодаря присущим ему ритуалам проведения поединков. Перед началом боя фехтовальщики салютуют оружием, приветствуя зрителей, судью и противника. А после окончания поединка обязательно следует рукопожатие.

Фехтование - старинный вид спорта. Сквозь века до нас дошли романтизм, овеянный благородством героев произведений Александра Дюма, и лучшие рыцарские традиции.

Фехтование - это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться - и он остаётся с тобой навсегда.

Фехтование - это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия - рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности

Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.

Рапира - колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая - туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. "тактическая правота". Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

Шпага - тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят - туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является "тактическая правота".

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы - это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

В России интерес к "шпажному искусству" возник в начале XVIII века. В 1701 г. в Москве Пётр I организовал школу математических и навигационных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет, так называемая "рапирная наука". В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г. "рапирная наука" была также включена в учебную программу. Позднее при Московском и Казанском университетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавателей фехтования в России значительно возросло засчёт русских мастеров, воспитанников военных учебных заведений. С 1860 года в России начинают проводиться первые соревнования на звание Чемпиона России. В конце XIX и начале XX века в России издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых "руководств фехтования". В это же время русские фехтовальщики начинают участвовать в международных турнирах.

Мензурное фехтование

Своеобразная форма благородной дуэли-мензурное фехтование - было распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, особенно в студенческой среде. (Mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве). На лица дуэлянтов надевали очки с металлической сеткой. Грудь и шею защищали кожаный нагрудник и толстый шарф. В руках были прообразы сабли - "шлегеры" с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела - лицо соперника. В момент наступления усталости или ослабления внимания один из участников поединка пробивал защиту своего соперника, на лице которого появлялась резаная рана, а в последствии на этом месте оставался шрам. Как известно, шрамы украшают мужчину. В итоге оба дуэлянта уходили удовлетворёнными: победитель с ощущением триумфа, а побеждённый с признаком мужества на лице.

Как ни удивительно, и по сей день в студенческой среде Германии существует этот вид фехтования, который нельзя отнести ни к дуэльному, ни к спортивному. В современном виде мензурное фехтование (мензур) нельзя назвать спортом, так как в нём нет ни победителей, ни побеждённых; и в то же время это не дуэль, так как здесь не решаются спорные вопросы. Мензур не исключает возможности получения травмы, но не является самоцелью нанесения таковой. В Германии мензурное фехтование не запрещено ни государством, ни церковью. Благословение церкви было получено в 1988 году, а государство сняло свой запрет в 1953 году, который действовал с 1933 года.

В сегодняшнем уставе мензурного фехтования записано: "…целью мензура является воспитание мужества и уверенности в себе, и возврат средневековой традиции не является доказательством его реакционных тенденций, а только данью предкам". Что касается техники владения оружием и правил поединка, то отличительной особенностью искусства мензурного фехтования до середины XIX века являлось то, что оно было подвижным. Дистанция между противниками была такой, что бойцы могли наносить удары только с выпадом. Каждый имел право защищаться не только оружием, но и с целью избежать удара применять уклон (вольт). Бой (дуэль) проводился до первой крови одного из участников. В 1850 году были разработаны новые правила проведения поединков в мензурном фехтовании. Была сокращена дистанция и, вместо подвижного, фехтование превратилось в статичное. Уходы назад и уклоны корпусом были запрещены. Для защиты от удара оставалось только оружие. Но, по-прежнему, бой продолжался до "первой крови", то есть носил характерные особенности разрешения споров.

С тех пор правила немного изменились. Главное отличие заключается в том, что теперь установлена продолжительность поединка. Досрочно бой может закончится только в том случае, если одному из участников поранят лицо. Засчёт современных материалов, дополнительно усилена защита всего верхнего плечевого пояса, включая шею, и только лицо осталось, как и прежде, закрыто лишь очками с металлической сеткой. Сам характер поединка изменился, он потерял свою дуэльную направленность. Мензурное фехтование с этих пор перестало служить средством разрешения споров. Теперь это обряд посвящения в современные "рыцари", проба мужества и стойкости. По новым правилам соперникам во время поединка запрещается закрывать глаза. Боковые судьи пристально за этим следят. И если один из фехтующих в момент защиты от страха закрывает глаза, тест на мужество признаётся несданным, и бой останавливается.

Оружие, которым пользуются фехтовальщики, называется "шлегер" (schlager). В данном случае это "сабля", но если позволить себе вольный перевод, то его можно назвать "ударялкой", так как точно также на немецком языке будет называться и теннисная ракетка. В современном немецком языке слово «сабля» звучит почти так же, как и по-русски "sabel". Шлегер представляет из себя тяжёлое оружие. Он в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли.

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

Спортивные разряды

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение - в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.

В XIV - XV вв., в эпуху господсвта длинного меча, как основной дисциплины искусства фехтования, первенство в её преподавании и развитии держали немецкие мастера. Но с появлением в первой половине XVI столетия рапиры, чаша весов склонилась в сторону итальянцев.

Все авторы писавшие о фехтовании в XVI веке, отличаются отличаются одной интересной особенностью - хотя они постоянно используют слово "защита", они не дают определения ни одной защите (до XVIII века не существовало классификации защит). Мастера той эпохи основывали свою практику на том принципе, что любую атаку, если её нельзя отразить щитом, плащём или кинжалом, нужно встречать контратакой или уклоняться от неё, перемещая тело.

Итальянская школа фехтования

Мароццо представляет собой первого популярного итальянского автора, написавшего об искусстве фехтования. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из которых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией, даже в то время, когда система фехования, описанная им, была весьма устаревшей.

Труд Мароццо представляет собой подробное описание системы фехтования, популярной ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип.

Мароццо разделил все виды ударов на колющие и рубящие и провёл в них следующую дифференциацию:

  • Рубящие удары:
    • mandritti (единственное число "mandritto"), называемые так за то, что наносятся с правой (dritto) стороны фехтовальщика с целью поразить левую сторону противника;
    • manroversi , или просто roversi (ед. число "roverso"), наносятся с другой стороны (т.е. слева).

    Рубящие удары, выполненные передним лезвием:

    • fendente - рубят вертикально сверху вниз;
    • sgualembro - рубят по диагонали от плеча к противоположному боку;
    • tondo или traverso , которые рубят по горизонтальной линии;
    • ridoppio - диагональный удар от бока к противоположному плечу.

    Рубящие удары, выполненные задним лезвием:

    • tondi ;
    • ridoppi станет falso dritto (левый бок - правое плечо) и falso manco (правый бок - левое плечо);
    • montante - вертикальный удар снизу вверх.

  • Колющие удары бывают четырех видов:
    • punta dritta или просто punta , выполняется с рукой в позиции входящей стойки;
    • punta roversa - рука в позиции Лицевой Стойки;
    • imbroccata , или укол над рукой, обычно исполняемый в позициях Becca Cesa или Possa;
    • stoccata , или укол под рукой, обычно выполняется с рукой в позиции Высокой Железной Двери.

Мароццо также подробно описал 15 возможных стоек (у Марроцо стойки имеют мало отношения к тому, что мы сейчас называем этим словом), и если соединить их с ударами, то можно сделать вывод, что система фехтования первой половины XVI века сводилась к перемещению между стойками, чтобы занять такое положение относительно противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом.

Через семнадцать лет после первой публикации системы фехтования Мароцо, в Риме был напечатан великолепный труд по фехтованию - "Трактат об оружейной науке с филосовским диалогом" миланца Камилло Агрипы, который совершил настоящий переворот в искусстве фехтования.

Как инженера, Агриппу интересовали связки движений, совершаемых частями тела при нанесении уколов и ударов. Для их описания он использовал свои обширные знания в геометрии и математике, и в конечном итоге пришёл к выводу, что в большинстве случаев укол выгоднее удара, так как линия связывающаяя остриё меча и цель, при нанесении укола, является прямой и следовательно имеет меньшую длинну чем дуга окружности описываемая остриём при ударе.

Агриппа, будучи талантливым инженером, относился к фехтованию с научным интересом и, замечая существенные ошибки в популярных стилях фехтования, изобрёл гораздо более простую систему.

Во первых Агриппа отказался от многочисленных и во многом бесполезных стоек, связанных друг с другом самым искусственным образом. Он постулировал, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёт, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика. Во вторых он стал настаивать на явном преимуществе укола перед ударом, так как укол требует меньших силовых и временных затрат, и его труднее парировать.

В следствии этих замечаний, Агриппа свёл колличество полезных стоек до четырёх и дал им числовые названия: prima, seconda, terza и quarta.

Дестреза

В то время как итальянцы, а затем, перехватив их инициативу, французы уяснили, что упрощение системы фехтования ведёт к совершенству, испанские мастера, превратили фехтование в весьма сложную и запутанную "науку", требующую для практического применения знания геометрии и натурфилософии. Испанская система ехтования на рапирах (в более широком смысле и на любом другом холодном оружие) получила назавние - дестреза (исп. La Destreza), что в буквальном переводе означает "мастерство".

Родоначальником дестрезы, принципы которой основывались на математическом соотношении углов и дуг, касательных и хорд можно считать Каррансу, завершившему свой первый письменный труд в 1569 году, и попавший в широкое обращение к 1582 году. В XVII веке, учение Каррансы продолжил и развил другой испанский мастер Луис Пачеко де Нарваэс, собственно именно его труды, или труды других авторов, но основанные на работе де Нарваэса, и составляют всю испанскую литературу по фехтованию XVII века. За территорией Пиренейского полуострова принципы дестрезы "проповедовал" Жирар Тибо из Антверпена, известный благодаря своему труду "Академия Клинка".

В основе всех принципов дестрезы лежат перемещения внутри воображаемого (мистического) круга, начерченного на земле - circonferencia imaginta entre los cuerpos contrarios (в переводе с испанского - воображаемый круг между телами противников).

Воображаемый круг между телами противников

В боевой стойке (туловище выпрямлено, но так, чтобы сердце не находилось прямо напротив меча противника; правая рука вытянута прямо, ноги расставлены широко...) противники должны находиться на противоположных концах диаметра этого круга, длина которого равна длине руки с горизонтально вытянутым мечом. Противники могут перемещаться друг относительно друга, по диаметрально противоположным касательным. Противники могут совершать шаги внутрь этой окружности, перемещаясь по её вымышлиным хордам, и оказываясь "внутри дистанции" на расстоянии удара. Таким образом любой шаг, сделанный одним из фехтовальщиков, может привести к следующим результатам:

  • противник делает соответствующий шаг по окружности, так что они остаются на противоположных концах диаметра и ни чего не меняется;
  • противник наносит удар, делая шаг;
  • противник получает удар, если пропускает "момент".

Главной целью шага является поставить противника в невыгодное для защиты положение.

Из общей концепции дестрезы можно сделать вывод, что выпада не было даже в зародыше, и вся тактика заключалась в продвижении короткими шагами под прямым углом к диаметру, постоянно угрожая противнику остриём клинка.

Особое внимание в дестрезе уделяется ударам, они разделены на следующие типы:

  • arrebatar - удар от плеча;
  • mediotajo - удар от локтя;
  • mandoble - удар от запястья (легкий удар остриём).

В своих книгах Нарваэс пишет и о правильных пропорциях меча. Его длина должна быть пропорциональна росту человека (у Капо Ферро утверждали что меч должен быть вдвое длиннее руки).

Тибо, чтобы увязать пропорции меча с мистическим кругом, постановляет, что длина оружия должна быть равна радиусу круга, таким образом, чтобы, если поставить меч строго вертикально между ног, крестовина должна оказаться на уровне пупка.

Несмотря на то, что обучение дестрезе являлось давльно сложным и запутанным процессом, эта система фехтования существовала в Испании ещё в начале XVIII века, а испанские фехтовальщики пользовались репутацией очень опасных и опытных бойцов.

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.