Гармоничные аспекты. Характеристики гармоничной личности Духовная природа человека

Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста» отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом
  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех — оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже.

Какая личность является гармоничной?

Нам думается, что гармоничная личность — это личность, у которой внешняя сторона полностью соответствует внутренней. Как говорит знаменитая Вирджинии Сатир, — конгруэнтный тип.
Иначе говоря, такой человек ведёт себя в соответствии со своими чувствами, то есть, если ему весело, то он искренне улыбается, идёт, расправив плечи, и совсем не похож на ослика Иа.

Такой человек не станет яростно кричать на кого-то: «Я же тебя люблю!», он скажет это ласково и спокойно, а если уж сердится, так и скажет, что сердит. Всё: и жесты, и мимика, и поза, и голос с интонацией — всё у него соответствует тому, что он переживает в данный момент. Например: когда человек заявляет, что всё у него хорошо, то вы скорее ему поверите, когда:
а) он при этом тайком утирает слёзы и забивается в дальний угол комнаты или же
б) комфортно сидит в кресле, с приветливым взглядом и улыбкой?
Конечно же — вариант б)! А про первый вариант Вы можете сказать, что человек, вероятно, не хочет никого «грузить» своими проблемами. И тут мы с Вами не согласимся — если он не хочет, то этой его слезы и понурых плеч никто не увидит. И в расписываемом нами примере в пункте а) действия совершенно не согласованы со словами, иначе говоря, неконгруэнтны.
А ещё гармонично развитый человек не строит никаких ожиданий, и потому он всегда спокоен и готов к любым результатам и последствиям взаимодействия с миром. Он открыт для общения, но всегда выбирает — сам продолжать это общение или закончить: он не будет страдать от невозможности покинуть неприятную компанию только потому, что она нравится кому-то из его друзей или родственников. Иначе говоря, гармоничная личность — это личность зрелая, духовно и психически.

Как достигается гармония жизни

Живите сегодняшним днем . Все самое лучшее и самое интересное происходит сейчас, а не вчера или завтра. Действительность лучше, чем воспоминание или туманная мечта (если плохие воспоминания «убивают»,Техники Модификации Опыта).

Прекратите ругать себя за прежние ошибки и бояться будущих неудач . Однако это не значит, что нужно продолжать «наступать на одни и те же грабли».

Решайте проблемы по мере их поступления . Волна должна подниматься после падения камня в воду, а не наоборот.

Каждый день делайте полезное дело . Это может быть отремонтированный водопроводный кран, забитый в стену гвоздь или проведанный старый родственник.

Станьте добрее и внимательнее к людям . Через других людей вы проявите свою любовь к окружающему, а мир любит добрых, поэтому вам воздастся (как полюбить себя).

Займитесь саморазвитием . Тренируйте мозг и тело. Много читайте хорошей литературы, занимайтесь спортом, придумайте себе хобби.

Чрезмерная работа не менее вредна, чем безделье . Поэтому чередуйте труд с отдыхом.

В нашей жизни нет ничего лишнего. Если вы когда-либо совершили ошибку, достигли чего-либо, встретили кого-либо, значит, так было надо для вас.

  • ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД.

    ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    Его 2 основные проблемы:

    1) хроническое неудовлетворение потребностей,

    2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

    Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

    Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

    На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

    Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…

    Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

    Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

    1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.

    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

    ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

    Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

    Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. “Согласованный” означает достигший единства, “стройный” означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных временгармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности - это ее целостность (в соответствии с этимологией термина “интеграция”). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но - не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности - например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согласованность всех планов ее бытия.


Физическое бытие (существование в физическом пространстве) - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Витальное бытие (существование в витальном пространстве) – это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Социальное бытие (существование в социальном пространстве) – это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие – это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является, в первую очередь, пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Духовное бытие – это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности…). Духовная жизнь – это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека, духовный мир личности - предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством - все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия - особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении.Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Такие понятия, как адаптация, психическая устойчивость, гармония имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. Именно единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии проявляется в жизни человека, одновременно отклоняясь в ту или иную сторону.

Здоровья связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал как здоровье гармонию и равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и недвижимого и т.п.). Болезнь наступает как следствие единовластие одного из таких элементов над другими. По Платону, здоровья, как и красота, определяется пропорциональностью, требует согласия «противоположностей» и выражается в размерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонию личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственный, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. Поскольку начальным и желаемым (для возврата) по состоянию есть гармония, необходимые точнейшие знания о ней.

Гармонию личности невозможно обсуждать, если рассматривать личность в отрыве от среды, вне ее связями с миром. Анализируя то, что происходит в современном мире, стоит выбрать как начальную точку анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми являются: природный мир (и неживая и живая природа), социальный мир (мир людей, наций, этносов, обществ, групп различного масштаба) и предметный мир (рукотворный, инструментальный, техногенный). Все они составляют бытие отдельного человека и человечества в целом.

Для этого периода развития человечества характерен конфликт между тремя названными мирами. Под конфликтом понимают выраженную несогласованность этих трех миров, трех аспектов человеческого бытия - несогласованность, что наносит вполне ощутимого ущерба каждом из трех миров. Особое значение имеет невротичне стремление человека все переделать в природном мире, и по возможности быстро.

Становления предметного мира происходило параллельно с развитием социального. Увеличиваясь и усложняясь, предметный мир усиливал свое влияние на социальный мир. Сейчас можно говорить уже не только о влиянии, а и о перестройке социального мира под влиянием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, недостаточно контролируемого социумом. Некоторые из них, к сожалению, не отражают всех потребностей общества в этой сфере. Особенно это проявляется в Украине, где нет не только многих необходимых механизмов контроля и регулирования.

Имея возможность пользоваться предметами, человеческий вид значительно увеличил свою численность. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек подчиняла (а часто просто уничтожала) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Людей стало настолько много, что специалисты все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежно сокращение ресурсов, которые дают пищу, возможность удовлетворять гостиной потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт - вопрос открытый. Кроме того, приобщается вредное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т.д.).

Сегодня предметный мир достиг значительного развития и является достаточно сложным. Он все больше перестраивает не только образ жизни, но и много душевных и телесных процессов. К последствий такой «перестройки» нужно отнести:

  • ускорение ритма жизни;
  • гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и др.);
  • увеличение производства и потребления психоактивных наркотических веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).

Ускорение ритма жизни привело к значительному повышению стрессовую нагрузку. Самые печальные последствия этого - значительный рост психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Время инструментальный мир начинает дублировать, замещать или закрывать природный мир. Кроме того, инструментальный мир имеет чрезвычайно много возможностей для построения иллюзий. Например, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость).

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Со Средних веков в западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека нет более гармоничной, ни благополучной, счастливее. Такой односторонний развитие привел в XX в. до научно-технической революции без адекватных, размеренных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом причина разрушения экологии планеты и «топтание на месте» в духовной сфере. Это также вызывает нехватка развития эмоционально-чувственной сферы, невротизацію общества и занижение жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически) странах. На контроль и сдерживания эмоций затрачивают немало энергии.

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Гармония - высший уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - высший уровень интегрированности личности по сравнению с адаптируемость.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ - это согласованность и пропорциональность основных аспектов бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (и потенциальной, и реализованной). Пропорциональность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как пропорциональность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это сопоставление внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связь; сопоставление внешнего и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализованной энергии; пропорциональность энергетических и информационных ресурсов. Гармония - это также равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности, например, в адлерівському смысле).

В изучении личности применяют общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных аспектах ее бытия: физическом (предметном), приветственном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из граней личностной гармонии - согласованность всех аспектов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) - это существование в мире тел и предметов, вовлеченность в мир неживой природы (вовлеченность индивида как тела). Ни одно функционирования человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне миром предметов и вещей, без адекватного отображения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне очевидные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в приветственном пространстве (биологическое бытие) - это жизнедеятельность, вовлеченность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне миром живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) - это социальная жизнь, вовлеченность в мир людей как личности, как члена макро - и микросоциума. Социальное бытие - это погруженность в межличностные отношения, реализация стремление сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.д. Вне социальным пространством человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения этого социума и его история. Социальное бытие сохраняет их в виде традиций, устойчивых социальных норм, правил. Но социальное пространство является прежде всего пространством современников, сообществом людей, которые проявляют активность, непосредственно общаются друг с другом и влияют друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, вовлеченность в мир духовный как субъекта, который имеет духовные потребности; привлечение к высших ценностей человеческого бытия. Духовная жизнь - это также реализация стремление внести свою лепту в сохранение высших ценностей. Деятельность, направленная на расширение круга людей, которые принимают те ценности, которые субъект обосновал, или ценности, к которым он присоединился как последователь. В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Пространство духовного бытия - особый.

Духовный мир относительно независимый от других пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционный, чем социальное, поскольку природные, экономические и другие изменения оказывают на него косвенное влияние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек имеет способность к рефлексии. В процессе развития личности возникает самосознание. Представление о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к себе и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние просторы представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутреннюю жизнь.

Итак, внешний пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. Поэтому точнее будет говорить не только о разные части личностного пространства, но и о многих его измерений.

Для гармонии личности важна равновесие событий наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - екстраактивність (активность, направленная на внешнее пространство) и інтроактивність (активность, направленная на внутреннее пространство).

В субъективном аспекте гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах.

ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - ощущение причастности к духовной культуры общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры. Для духовного благополучия весь т продвижение в понимании сущности и назначении человека, достаточно полное осознание смысла жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Это также удовлетворенность межличностными связями, статусом в мікросоціальному окружении.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ (телесное) БЛАГОПОЛУЧИЯ - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, что удовлетворяет индивида, физический тонус.

По психической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равенство их значимости. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой причины, которая влияет, и силой отклика.

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.